Публикации за 20.11.2025
Новости ВК
20.11.2025
Как формирование привычки ведения дневника влияет на самоорганизацию детей: Размышления психолога о роли родителей и самих учеников. Часть 2.
Возраст для формирования навыков самоорганизации:
Существуют разные подходы к определению оптимального возраста для начала самостоятельного отслеживания успеваемости и участия в планировании своей жизни. Педагоги и психологи в большинстве случаев рекомендуют начинать такой процесс с начальных классов. Примерно в возрасте 7-8 лет дети начинают осознавать связь между действиями и результатами, а значит, они могут активно участвовать в планировании своих заданий.
К этому времени важно, чтобы родители начали проводить диалоги с детьми о важности самостоятельной оценки своей работы и успешности. Можно предложить ребенку вести отдельный дневник или ежедневник, в котором он будет учитывать свои достижения и задачи. Это не только поможет ему развить навыки саморефлексии, но и снизит зависимость от внешних факторов контроля. Записи не обязательно должны фиксироваться на бумажном носителе. В современном мире есть много удобных приложений с которыми новому поколению будет привычней взаимодействовать, так что, если ребенок отказывается пользоваться бумажным дневником, всегда можно найти компромисс.
Став старше, в возрасте 10-12 лет, дети могут уже самостоятельно разрабатывать долгосрочные планы, например, на четверть или учебный год. Это позволит им понять, насколько важно устанавливать цели и работать над их достижением. Они уже осознают последствия своих действий, поэтому вопросы самоорганизации становятся более актуальными. Родители в этом возрасте могут помочь своему ребенку, задавая вопросы, которые побудят его к самостоятельному размышлению. Например, "Как ты планируешь подготовиться к контрольной работе?" или "Какие шаги ты должен предпринять, чтобы завершить проект вовремя?".