01.01.2017
В начале третьего тысячелетия терроризм, представляющий собой сложное социально-политическое явление, сформировался в многофункциональную систему, объединяющую определенные социальные силы и способную в целях ведения политической борьбы со своим противником воздействовать на общественное сознание, материальную среду и организационные структуры.
Терроризм как угроза безопасности государства, общества и человека основывается на трех базовых элементах - террористической идеологии; организационном процессе, направленном на реализацию террористических идей; террористической деятельности. Острейшая опасность современного терроризма заключается в существенном росте числа преступлений при жестокости их исполнения. В настоящее время терроризм угрожает национальной безопасности Российской Федерации, ее территориальной целостности.
Масштабы и степень идеологического воздействия на общество, формы и методы, используемые террористами, силы и средства распространения идеологии терроризма в настоящее время таковы, что, в целом, приобрели значение самостоятельного фактора. Этот фактор порождает возникновение и распространение в определенных группах населения экстремистских и террористических настроений, готовность к участию в террористической и иной экстремистской деятельности, желание участвовать в совершении террористических преступлений при мотивации допустимости, необходимости и «справедливости» применения террористического насилия.
Дело в том, что идеология терроризма основывается на физическом, образовательном, информационном, эмоциональном и религиозном вандализме. Ее цель в разрушении культуры. Базой выступает сознательное игнорирование объективных, исторически обусловленных различий между национальными культурами. Провоцируемое таким образом непонимание между народами в большинстве случаев является корнем агрессии; характеризуется навязыванием этических и моральных норм одной культуры другим прочим как единственно возможных в устройстве миропорядка.
Как показывают последние по времени варварские разрушения боевиками-наемниками ИГИЛ храмов древней Пальмиры, культура является приоритетной целью терроризма. За террористическими акциями просматривается политический план, но эта философия действия использует две отправные точки: религию и культуру (для нападения выбираются места, которые являются частью мирового культурного наследия или общественно значимые объекты ─ театры, школы, архитектурные сооружения и др.). Используются новые коммуникационные и информационные технологии, участники акций тщательно готовят сценарии своих нападений для последующего использования при транслировании изображений того или иного события.
Вырабатываются стратегии отчуждения, нацеленные на разрушение доминирующей культуры, которая распространяет свое влияние без учета национальных ценностей и спасение ищут в ее разрушении, а не в попытках ведения диалога.
Преступная террористическая идеология, являясь в максимальной степени идеологией насилия, постоянно подпитывается субстратом экстремистских идеологий (идеологии экстремизма, идеологии расизма, идеологии фашизма, идеологии шовинизма, идеологии религиозного политического экстремизма).
В современном обществе религиозный экстремизм пытается изменить государственный строй или насильно захватить власть, нарушить территориальную целостность государства. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей отличает современный религиозно-политический экстремизм, который выдвигает на первый план свои религиозные постулаты и лозунги. Современный религиозно-политический экстремизм неотделим от терроризма.
Наиболее ярко выраженное проявление экстремизма представляют собой призывы к свержению существующего социально-политического строя.В частности, именно об этом 20 ноября 2014 года заявил Президент России В.В. Путин на заседании Совета безопасности РФ, на котором рассматривалась государственная концепция противодействия экстремизму. Президент призвал не допустить «цветную» революцию в России, особо подчеркивая, что «разжигание конфликтов между людьми разных национальностей и верований, пропаганда националистической идеологии, массовые нарушения общественного порядка на этой почве, призывы к насильственному свержению существующего строя ─ это прямое проявление антинародного мышления, прямое проявление экстремизма»[1].
Глава российского государства призвал участников Заседания учесть уроки других стран, где «экстремизм используется как институт геополитики», а также назвал три основных направления противодействия экстремизму:
▪ повышение внимания к межнациональным отношениям;
▪ работу с молодежью;
▪ совершенствование миграционной политики, поскольку «незаконная, неконтролируемая миграция ─ это питательная среда для преступности»[2].
Уже стал аксиоматичным тезис, согласно которому только правоохранительным органам и спецслужбам с решением целого комплекса задач по пресечению распространения идеологии терроризма и экстремизма не справиться. К этому должны быть подключены все уровни власти, система образования, политические партии, структуры гражданского общества, правозащитные организации, а также представители традиционных религий России.
Особое значение в современных условиях приобретает последовательное выполнение субъектами антитеррора Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации до 2018 г., утвержденного Президентом России.
Четко определенный в Плане многопрофильный комплекс мер противодействия угрозе терроризма предполагает активное участие в реализации намеченной системы мероприятий широкого круга государственных органов и субъектов, гражданского общества при организующей роли всей вертикали противодействия терроризму во главе с Национальным антитеррористическим комитетом (НАК) ─ от федерального до муниципального уровня.
В этом далеко не простом процессе особое значение приобретает четкое знание и понимание угроз, вызываемых распространением идей терроризма и религиозного политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни.
Это позволит вести грамотную превентивную политику по борьбе с терроризмом. Предупреждение должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют.
Профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения. В том числе крайне важно внедрять в образовательный процесс учебные материалы, разъясняющие сущность терроризма как страшной угрозы 21 века.
Именно этой проблематике и посвящены настоящие методические рекомендации.
В соответствии с обращением ФСКН России по Свердловской области, Управление образования Администрации города Екатеринбурга также направляет ссылку на видеофильм «Решай сам» и обращение ФСКН России по Свердловской области к родителям.
[1] См.: Владимир Путин назвал признаки антинародного мышления [Электронный ресурс] ─ Режим доступа: https://news.mail.ru/politics/20208252/?frommail=1
[2] См.: Там же.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.09.2020
Дата обновления: 25.09.2020
Дата публикации: 01.01.2017