Оглавление Общие сведения об образовательной организации ............................................. 3 Значения показателей самообследования МАОУ гимназии №2 на 31.12.2020 года.................................................................................................... 7 Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность ............................................................................ 11 Аналитическая часть ............................................................................................. 13 Система управления организацией .................................................................. 13 Оценка образовательной деятельности, организация учебного процесса ... 15 Содержание и качество подготовки обучающихся ........................................ 19 Востребованность выпускников ...................................................................... 22 Качество кадрового обеспечения ..................................................................... 24 Качество учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения ........................................................................................................ 29 Материально-техническая база ........................................................................ 31 Функционирование внутренней системы оценки качества образования .... 33 Выводы и задачи на предстоящий период.......................................................... 35 2 Общие сведения об образовательной организации Наименование образовательной организации Руководитель Адрес организации Телефон, факс Адрес электронной почты Учредитель Дата создания Лицензия Свидетельство о государственной аккредитации Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №2 Расторгуева Светлана Владимировна 620014, Свердловская область, г. Екатеринбург, пер. Пестеревский, 3 +7 (343) 371-87-94 гимназия2.екатеринбург.рф Администрация муниципального образования «город Екатеринбург» 1936 № 17189 от 24 апреля 2013 года № 8182 от 19 февраля 2015 года Миссия нашей гимназии – обучение и воспитание человека, желающего и способного сделать мир лучше. Современная школа ориентируется на создание в образовательной организации таких условий, при которых обучающиеся могли бы раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом ученик отнюдь не является пассивным объектом педагогического воздействия. Выбирая в этом мире собственный путь, он ориентируется на свои приоритеты, которые складываются как на основе его собственных склонностей, так и под влиянием многих внешних по отношению к школе факторов и субъектов. В результате образовательный запрос каждого ученика в значительной степени индивидуализируется. Он может быть реализован через построение индивидуальной траектории развития ученика. Как образование высокого уровня, гимназическое образование призвано стать основой для дальнейшего постоянного интеллектуального и профессионального развития человека, создания им продуктов интеллектуального труда. Обеспечивая, с одной стороны, «обычную» функциональную грамотность, такая основа дает возможность на базе прежнего знания, используя получаемые исследовательские навыки и компетенции, производить новое знание. Кроме того, опыт проектной деятельности, приобретаемый в ходе обучения, способствует развитию навыков создания команд, работы в них и управления ими. 3 Видя именно в этом ценность гимназического образования, многие ученики и их родители, а также другие участники образовательных отношений предъявляют к Гимназии повышенные требования. Особый запрос в части образовательных потребностей и запросов возникает в том числе и в связи с более высокой концентрацией способных и одаренных учеников, формируемая в том числе благодаря конкурсному отбору. Средством удовлетворения таких потребностей являются обогащение содержания обучения и создание соответствующей образовательной среды, которая одновременно выполняет воспитательную функцию. При этом ряд компонентов сложной педагогической системы, которой является Гимназия, может и должен подвергнуться существенным изменениям и усовершенствованиям. Такие усовершенствования, в частности, должны затронуть и один из основных компонентов системы образовательной деятельности Гимназии – углубленное изучение английского языка. Оставаясь мощным ядром развития Гимназии и ее конкурентным преимуществом, это изучение в старшей школе должно получить более прикладной характер. Сохраняя как приоритет ориентацию на возможность эффективной коммуникации в глобальном мире, преподавание иностранных языков должно быть более прочно «привязано» к содержанию профилей обучения, выбранных гимназистами. Приоритетными инструментами для приближения деятельности Гимназии к индивидуальным образовательным потребностям обучающихся должны стать реальная индивидуализация образования учеников, выраженная через формирование индивидуальных учебных планов, развитие профильности, раннюю профориентацию. Содействовать этому должно создание комфортной, открытой, доступной и разнообразной образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для учета запросов и потребностей всех участников образовательных отношений, развитие их потенциала через их активное вовлечение и взаимодействие. Это выразится в разработке и внедрении комплекса коммуникативных практик для создания эмоционального комфорта всех участников образовательных отношений, создании условий для развития педагогического коллектива гимназии, способного эффективно работать в условиях инновационных изменений в образовании, развитии механизмов эффективного взаимодействия с социальными партнерами гимназии. 4 На основании вышесказанного, конкретизируя миссию Гимназии применительно к современной ситуации, цель развития гимназии на следующий период можно сформулировать следующим образом: создание условий для развития потенциала всех участников образовательных отношений через взаимодействие в комфортной, открытой, доступной и разнообразной образовательной среде. Для достижения этой цели представляется необходимым решение следующих стратегических задач: 1. Обеспечить высокое качество обучения английскому языку как средству профессиональной международной коммуникации и расширить возможности гимназии в изучении других иностранных языков. 2. Обеспечить современное качественное образование для обучающихся Верх-Исетского района и других административных районов города Екатеринбурга путем эффективного и рационального использования имеющихся в гимназии ресурсов. 3. Обеспечить в условиях развития цифровизации равные возможности для получения образования каждым обучающимся с учетом его индивидуальных особенностей. 4. Создать психологически комфортную образовательную среду, обеспечивающую взаимодействие всех участников образовательных отношений, высокое качество и доступность образования в условиях постоянных изменений. 5. Сформировать открытое партнерство с социально-культурными организациями для обеспечения гражданского воспитания обучающихся. 6. Создать структурно-содержательную модель профильного обучения и профориентационного воспитания, направленную на совершенствование условий для формирования индивидуальных траекторий развития обучающихся. Основные достижения 2020 года: Получило развитие профильное обучение в старшей школе (летом 2020 года состоялся первый выпуск гимназистов, завершивших обучение по программам как традиционного для гимназии гуманитарного, так и естественнонаучного и технологического профилей). Расширение партнерства с Российской Академией наук (гимназия имеет статус базовой школы Российской академии наук). В рамках этого 5 партнёрства гимназия приняла участие в проектах «Лекции профессоров РАН», силами сотрудников УрО РАН был проведен День науки. Расширение социального партнерства, (Кванториум, УГМУ, УрГЭУ, УрФУ). подкрепляющего профили. Осуществлен переход к предпрофильному обучению на ступени основного общего образования, которое позволит в следующем учебном году учитывать индивидуальные потребности обучающихся 9 классов в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Осуществлен переход к обучению по индивидуальным учебным планам в 10 классах в 2020-21 учебном году. Разработана и утверждена программа развития гимназии на период с 2021 по 2025 год. 6 Значения показателей самообследования МАОУ гимназии №2 на 31.12.2020 года1 N п/п 1. Показатели Единица измерения Образовательная деятельность 1.1. Общая численность учащихся2 937 чел. 1.2. Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования 0 чел. 1.3. Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования 681 чел. 1.4. Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования 256 чел. 1.5. Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся 563 чел. / 60% 1.6. Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку3 3,96 1.7. Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по математике 3,9 1.8. Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по русскому языку 82 1.9. Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по математике 67 1.10. Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности выпускников 9 класса 0 чел. / 0% 1.11. Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по математике, в общей численности выпускников 9 класса 0 чел. / 0% 1.12. Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, в общей численности выпускников 11 класса 0 чел. / 0% В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и подпунктом 5.2.15 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» от 10 декабря 2013 г. № 1324. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2014 г. Регистрационный № 31135 2 Численность обучающихся в п.п. 1.1-1.4. указана по состоянию на 01.09.2020 3 В связи с пандемией результатами ГИА-9 считаются годовые отметки за 9 класс. 1 7 N п/п Показатели Единица измерения 1.13. Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по математике, в общей численности выпускников 11 класса 0 чел. / 0% 1.14. Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9 класса 0 чел. / 0% 1.15. Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11 класса 0 чел. / 0% 1.16. Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9 класса 15 чел./ 13% 1.17. Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 класса 16 чел./ 13% 1.18. Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся 618 чел./ 66% 1.19. Численность/удельный вес численности учащихся-победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: 292 чел./ 31% 1.19.1. Регионального уровня 65 чел./ 7% 1.19.2. Федерального уровня 26 чел./ 3% 1.19.3. Международного уровня 31 чел. / 3% 1.20. Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся 680 чел./ 73% 1.21. Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся 256 чел./ 27% 1.22. Численность/удельный вес численности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся 1.23. Численность/удельный вес численности учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, в общей численности учащихся 1.24. Общая численность педагогических работников, в том числе: 937/ 100% 0/ 0% 68 чел. 8 N п/п Показатели Единица измерения 1.25. Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников 66 чел./ 97% 1.26. Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников 66 чел./ 97% 1.27. Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников 2 чел./ 3% 1.28. Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников 2 чел./ 3% 1.29. Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: 53 80% 1.29.1. Высшая 39 59% 1.29.2. Первая 14 21% 1.30. Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: 1.30.1. До 5 лет 13 чел./ 19% 1.30.2. Свыше 30 лет 22 чел./ 32% 1.31. Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет 12 чел./ 18% 1.32. Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет 15 чел./ 22% 1.33. Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную пере-подготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников 66 100% 9 N п/п 1.34. Показатели Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Единица измерения 66 100% Инфраструктура 2. 2.1. Количество компьютеров в расчете на одного учащегося 0,22 2.2. Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося 22,7 2.3. Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота Нет 2.4. Наличие читального зала библиотеки, в том числе: Да 2.4.1. С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров Да 2.4.2. С медиатекой Да 2.4.3. Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов Да 2.4.4. С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки Да 2.4.5. С контролируемой распечаткой бумажных материалов Да 2.5. Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся 937 чел. / 100% 2.6. Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося 4,15 кв. м 10 Показатели4, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность5 N п/п I. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. II. 2.1. 2.2. Единица измерения Показатели (значение показателя) Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся открытости и доступности информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность Полнота и актуальность информации об организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее организация), и ее деятельности, размещенной на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной 9,61 сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) (для государственных (муниципальных) организаций - информации, размещенной в том числе на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru) Наличие на официальном сайте организации в сети Интернет 8,57 сведений о педагогических работниках организации Доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, предоставляемых на официальном сайте 6,13 организации в сети Интернет, в том числе наличие возможности внесения предложений, направленных на улучшение работы организации Доступность сведений о ходе рассмотрения обращений граждан, поступивших в организацию от получателей образовательных услуг (по телефону, по электронной почте, с помощью 3,26 электронных сервисов, доступных на официальном сайте организации) Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность Материально-техническое и информационное обеспечение 7,07 организации Наличие необходимых условий для охраны и укрепления 8,53 здоровья, организации питания обучающихся 2.3. Условия для индивидуальной работы с обучающимися 6,8 Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № 1547 5 Значения приведены в соответствии с результатами независимой оценки качества образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, проведенной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в 2018 году (максимальный балл равен 10). 4 11 N п/п Показатели 2.4. Наличие дополнительных образовательных программ 2.5. 2.6. 2.7. III. 3.1. 3.2. IV. 4.1. 4.2. 4.3. Единица измерения (значение показателя) 6,69 Наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных), 8,45 выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях Наличие возможности оказания психолого-педагогической, 6,43 медицинской и социальной помощи обучающимся Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и 5,73 инвалидов Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся доброжелательности, вежливости, компетентности работников Доля получателей образовательных услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников 7,66 организации от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных 8,29 компетентностью работников организации, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающиеся удовлетворенности качеством образовательной деятельности организаций Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных материально-техническим обеспечением организации, от общего 8,89 числа опрошенных получателей образовательных услуг Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг, от общего 8,29 числа опрошенных получателей образовательных услуг Доля получателей образовательных услуг, которые готовы 8,73 рекомендовать организацию родственникам и знакомым, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг 12 Аналитическая часть Система управления организацией В управлении гимназией совмещены единоначалие, представляемое директором гимназии, действующим в соответствии с Уставом, и государственное общественное управление, которое представлено Советом гимназии, работающем в соответствии с Положением о Совете гимназии. С переходом на автономию с 01.04.2013 г. в гимназии действует Наблюдательный совет. В гимназии действуют также органы самоуправления: педагогический совет, совет гимназистов, общешкольный родительский комитет, общее собрание коллектива. В гимназии работает первичная профсоюзная организация. Состав администрации гимназии: Директор: Расторгуева Светлана Владимировна Заместители директора: Манзурова Оксана Александровна (учебно-воспитательная работа в 5-7 классах); Кубасова Ольга Сергеевна (учебно-воспитательная работа в 8-11 классах); Соболева Юлия Валерьевна (воспитательная работа); Исхакова Марина Эльбрусовна (научно-методическая работа); Заводова Юлия Витальевна (информатизация и организация работы по проекту «Одаренные дети»); Швецова Татьяна Валерьевна (организация учебного процесса); Зубарева Лидия Ивановна (административно-хозяйственная часть); Баскова Татьяна Владимировна (экономические вопросы); Караваева Татьяна Ильинична (заведующая библиотекой). Руководящие работники гимназии имеют высокий образовательный ценз, являются участниками и победителями многих профессиональных конкурсов, эффективно осуществляют представительство гимназии по своим направлениям на уровне Верх-Исетского района, города Екатеринбурга, Свердловской области, Российской Федерации. 13 Административные функциональные обязанности распределены согласно Уставу гимназии, штатному расписанию, соответствуют квалификационным характеристикам. В гимназии разработаны и выполняются должностные инструкции заместителей директора, руководителей методических объединений, классных руководителей и учителей, обеспечивающих работу школы. В соответствии с Положением о педагогическом совете, определены темы заседаний, которые соответствуют задачам, поставленным перед коллективом гимназии и отражены в годовом плане работы, в Программе развития на период до 2025 года. 14 Оценка образовательной деятельности, организация учебного процесса В гимназии обучаются 937 обучающихся в 32 классах (основная школа – 23 класса, старшая школа – 9 классов). Обучение ведется в одну смену. Общая численность учащихся, чел. 1000 900 800 700 204 238 256 683 688 681 2018 2019 2020 223 600 500 400 300 614 200 100 0 2017 ООО СОО Гимназия как городской ресурсный центр ведет набор обучающихся по результатам конкурсного отбора. На уровне основного общего образования углубленно изучается английский язык. В 2020 году впервые было осуществлено изменение составов классов при переводе из 8 в 9 класс («предпрофиль»): в 9-х классах за счет части учебного плана, формируемой с учетом мнения участников образовательного процесса, произошло увеличение количества часов по будущим профильным предметам для повышения уровня осознанности выбора профиля в старшей школе. На уровне среднего общего образования в зависимости от выбора обучающихся и их родителей формируются классы гуманитарного, социально-экономического, технологического и естественнонаучного профиля. Впервые в 2020 году обучающиеся 10 классов, у которых выбор предметов не совпадает со стандартным набором профильных предметов, массово получили возможность обучения по индивидуальному учебному плану. 15 Удельный вес численности обучающихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных предметов/профильное образование, % от общего количества обучающихся 120 100 0 23 26 27 77 74 73 2018 2019 2020 80 60 100 40 20 0 2017 Углубленное изучение Профильное обучение Таким образом, гимназия в 2020 году впервые выпустила 11классников, получивших полноценное профильное гуманитарное, технологическое и естественнонаучное образование в старшей школе. Удельный вес численности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, % от общего количества обучающихся 120 100 100 80 60 40 20 0 0 0 2017 2018 2019 0 2020 Уставом гимназии предусмотрено использование обучения с применением дистанционных образовательных технологий, однако оно обычно используется кратковременно при организации обучения классов на карантине или индивидуально в случаях длительного отсутствия обучающихся. Массовый переход к обучению с применением дистанционных образовательных технологий связан с действием противоэпидемиологических мер в марте-декабре 2020 года. 16 В гимназии организована деятельность по развитию детской одаренности, целью которой является формирование у учащихся стремления к самоопределению и самореализации в рамках интеллектуальной, общественной, творческой и спортивной деятельности. Для достижения этой цели педагогическим коллективом созданы следующие условия: на уроке - использование разнообразных (в том числе дифференцированных и индивидуальных) заданий, которые позволяют выявить предметные интересы, метапредметные и личностные склонности и способности; вне урока – организация проектной деятельности, факультативных занятий, объединений дополнительного образования по интересам, система коллективных творческих дел, в рамках которых гимназисты пробуют свои силы в разнообразных областях; формирование у гимназистов опыта участия в конкурсных мероприятиях через информирование о возможности участия в разнообразных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, проектах и их поддержка при подготовке. Удельный вес численности обучающихся, принявших участие/ставших призерами и победителями в различных конкурсах, % от общего количества обучающихся Удельный вес численности обучающихся-призеров и победителей различных конкурсов по уровням, % от общего количества обучающихся 12 92 100 89 10 85 10 90 66 80 9 8 8 70 60 50 9 8 38,5 7 6 39 40 4 31 40 4 30 3 3 3 3 2 20 2 10 0 0 2017 участие 2018 2019 2020 победители/призеры 2017 региональный 2018 2019 федеральный 2020 международный 17 Наблюдаемое в отчетном периоде снижение доли как участников, так и призеров/победителей различных конкурсов мы связываем с эпидемиологическими ограничениями, имевшими место в 2020 году, которые привели к отмене многих состязаний весной и осенью. Экстренный переход к онлайн-обучению потребовал существенных усилий как со стороны учеников, так и учителей, и приоритетным направлением для педагогического коллектива была организация именно учебного процесса. При этом практически удалось сохранить долю призеров и победителей в конкурсах регионального и федерального уровней. 18 Содержание и качество подготовки обучающихся Содержание образование определяется ФГОС ООО и ФГОС СОО. Несмотря на организационные сложности, связанные с экстренным изменением режима функционирования системы образования в 2020 году изза пандемии, во всех классах гимназии педагогическому коллективу удалось обеспечить реализацию учебного плана в 2019-2020 учебном году. Удельный вес численности обучающихся, успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации за 2019-2020 учебный год, % от общего количества обучающихся 62 60 60 59 58 56 54 54 52 52 50 48 2017 2018 2019 2020 Качество успеваемости по гимназии в целом соответствует гимназическому и составило 60%. Неуспевающих по итогам года нет, все обучающиеся 5-10 классов переведены в следующий класс. Государственная итоговая аттестация за курс основной школы в связи с пандемией коронавируса в 2020 была проведена в форме промежуточной аттестации, результаты которой были признаны результатами ГИА-9 и стали основанием для выдачи аттестатов об основном общем образовании. Средний балл ГИА-9 по обязательным предметам 6 5 4,77 4,76 4,81 3,96 4 4,14 4,33 4,24 3 3,9 2 1 0 2017 2018 русский язык 2019 2020 математика 19 Удельный вес численности выпускников 9 классов, получивших аттестат с отличием, % от общего количества выпускников 9 классов 13 14 13 12 10 8 8 8 6 4 2 0 2017 2018 2019 2020 Все 120 человек, завершивших в 2020 году обучение в четырех 9 классах гимназии, выполнили учебный план, получили «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку, были допущены к государственной итоговой аттестации и получили аттестаты. 15 человек получили аттестаты особого образца с отличием. Государственная итоговая аттестация за курс средней школы в 2020 году включала в себя обязательный экзамен по русскому языку и экзамены по выбору, определяемые выпускником самостоятельно в зависимости от дальнейшего направления обучения в вузе. Все 118 человек, завершивших в 2020 году обучение в четырех 11-х классах, выполнили учебный план, получили «зачет» за итоговое сочинение, были допущены к государственной итоговой аттестации и получили аттестаты. 16 человек получили аттестаты особого образца с отличием и были награждены медалями. Выпускники, получившие по итогам ЕГЭ балл ниже установленного минимального, отсутствуют. Средний балл ГИА-11 по обязательным предметам 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 81,8 85,2 60,1 61 2017 78,4 2018 русский язык 67,3 2019 82 67 2020 математика 20 В таблице приведена доля высоких (выше 80 баллов) результатов по каждому экзамену за пять лет. Данные приводятся в процентах. Предмет/ год выпуска 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Русский язык 65% 50% 58% 73% 51% 65% Математика 4% 5% 14% 6% 24% 16% Физика 23% 10% 20% 36% 20% 0% Химия 1% 20% 0% 27% 0% 25% Информатика 0% 0% 33% 57% 29% 27% Биология 0% 33% 10% 27% 0% 13% История 20% 30% 22% 17% 23% 20% - - 0% 100% - 100% Английский язык 52% 44% 57% 28% 79% 65% Французский язык - - 100% - - - Немецкий язык - 0% - - - - Обществознание 27% 10% 24% 33% 35% 42% Литература 43% 7% 14% 45% 56% 50% География Наблюдается рост «высокобалльных» результатов в 2020 году наблюдается по русскому языку, биологии, географии, обществознанию. Методические объединения учителей этих предметов сработали в 20192020 учебном году успешно, развивали методики, активно повышали квалификацию, обменивались опытом с коллегами. Все это привело к положительной динамике высокобалльных результатов. Снижение количества «высокобалльников» наблюдается по физике, истории, химии, биологии, информатике. Удельный вес численности выпускников 11 классов, получивших аттестат с отличием, % от общего количества выпускников 11 классов 25 21 20 15 16 16 11 10 5 0 2017 2018 2019 2020 21 Востребованность выпускников Выпускники гимназии, как правило, выбирают для дальнейшего образования высшие учебные заведения. Этот год не стал исключением: все выпускники поступили в учреждения высшего профессионального образования. Обобщенная информация о поступлении выпускников МАОУ гимназия №2 в 2020 году приведена в диаграммах. Поступление выпускников - 2020: бюджет/внебюджет 19 20 18 17 18 16 16 14 14 12 11 12 9 10 8 6 4 2 0 11А (гум) 11Б (ест) 11В (тех) Бюджет 11Г (гум) Внебюджет В 2020 году мы видим незначительное преобладание внебюджетных форм обучение над бюджетными. Это объясняется в том числе и тем, что большинство захотело продолжить образование по гуманитарным направлениям, по ряду которых бюджетные места малочисленны или отсутствуют вовсе. Поступление выпускников-2020: направления обучения 25 22 20 20 15 15 11 10 10 11 8 7 7 5 4 5 1 2 0 2 1 0 0 0 0 0 Гуманитарные Творческие 11А (гум) Технические 11Б (ест) 11В (тех) Медицина Управление, экономика 11Г (гум) 22 Очевидно, что профильное обучение в старшей школе дало свои результаты: направление в вузе соответствует профилю класса в школе. Поступление выпускников - 2020: патриоты Екатеринбурга 25 21 20 19 15 13 14 13 14 9 10 7 5 0 11А (гум) 11Б (ест) 11В (тех) Екатеринбург 11Г (гум) Другие города Большинство выпускников-2020 осталось в Екатеринбурге, хотя доля уехавших в другие города тоже высока. Мы рассматриваем это как показатель высокого качества подготовки выпускников, которое позволяет им конкурировать при поступлении в ведущие вузы страны, Москвы и Санкт-Петербурга. Поступление выпускников-2020: патриоты России 30 28 28 27 25 21 20 15 10 5 3 2 1 0 0 11А (гум) 11Б (ест) РФ 11В (тех) 11Г (гум) Другие страны В гимназии ежегодно есть семьи, которые выбирают для своих детей в качестве образовательного трека обучение в зарубежных вузах. 2020 год, несмотря на эпидемиологические ограничения, не стал исключением. 23 Качество кадрового обеспечения Профессионализм педагогических работников гимназии – это богатейший ресурс, развитие и приумножение которого, при прочих равных условиях, является неоспоримым конкурентным преимуществом, и в конечном итоге, обеспечивает гимназии более высокие (в сравнении другими общеобразовательными учреждениями) результаты. Так, например, восемь районных методических объединений возглавляют учителя гимназии: Артемова О.А. (английский язык), Каплан И.И. (химия), Кубасова О.С. (русский язык), Кузнецова А.А. (информатика), Лозинская Т.М. (биология и экология), Папылева Е.А. (французский язык), Пермякова Н.В. (география). Характеристики педагогического коллектива МАОУ гимназия №2 в срезах по образованию, возрасту и стажу представлены на диаграммах. Педагогические работники: образование (чел.) 120 100 100 98 93 93 93 97 97 88 80 60 40 20 0 0 0 0 2 2 3 3 0 2017 2018 2019 2020 высшее высшее педагогическое среднее профессиональное среднее профессиональное педагогическое Администрация гимназии строго следит за тем, чтобы предусмотренные законом требования к уровню образования учителя неукоснительно выполнялись. К 2020 году все учителя, имеющие высшее непедагогическое образование, прошли переподготовку. По направлению «Физическая культура» в гимназии работают учителя, имеющие среднее профессиональное образование. Главное для такого учителя — иметь достаточную квалификацию для полноценного выполнения должностных обязанностей. 24 Педагогические работники: возраст (чел.) 20 Педагогические работники: стаж (чел.) 40 16 16 13 15 12 12 8 10 33 15 30 22 20 6 12 5 10 0 13 11 3 5 7 2017 2018 2019 0 2017 2018 2019 до 30 лет от 55 лет 2020 до 5 лет 2020 свыше 30 лет В 2020 году в гимназии увеличилось количество учителей со стажем менее 5 лет и уменьшилось - со стажем свыше 30 лет. В отношении молодых специалистов мы понимаем, что как бы хорошо ни готовил вуз, решающее становление мастерства происходит в школе, в живой работе с детьми, на практике. Молодой учитель может испытывать колоссальные трудности в подборе материала, в подготовке уроков, в выборе методов работы. Применение лучших практик форм сопровождения молодых педагогов более опытными работниками нашло отражение в созданной в гимназии Программе наставничества. Администрация гимназии в управлении коллективом образовательного учреждения делает акцент на стимулировании и заинтересованности каждого педагогического работника в совершенствовании своей деятельности, учитывает важность личностного развития члена коллектива, работает над улучшением качества организационных и управленческих решений, развивает сотрудничество, поддерживает профессиональное развитие педагогов. С этой целью в образовательном учреждении создана и эффективно работает разветвленная сеть формальных и неформальных внутришкольных учительских объединений, которая используется в том числе для организации методической работы в гимназии (творческие группы, педагогические мастерские, мастер-классы, выездные семинары-практикумы и др.). С целью выявления уровня квалификации и профессиональной компетентности педагогов в гимназии ведется мониторинг прохождения курсовой подготовки педагогов, публикаций, участия в семинарах, награждении. Это позволяет сделать общие выводы о соответствии профессиональных, личностных качеств учителя Профессиональному стандарту педагога и требованиям статуса учителя гимназии. На основе этого 25 анализа проектируется дальнейшая работа с учителем, основанная на прогнозировании возможностей профессиональной самореализации. Практическим результатом этой деятельности в 2020 году стало представление педагогами своего опыта работы на разных уровнях: 1) Международный педагогический форум «Стратегические ориентиры современного образования» - Ван-Чан-Жоу А.А. (участие, доклад, публикация) 2) Межрегиональный форум «Театр+школа» - Кочубей Т.Д. (выступление) 3) Региональная педагогическая конференция «Я читаю» - Кочубей Т.Д. (выступление) 4) Информационно-просветительский проект «Учимся вместе» (транслирование уроков по ТВ), инициированного в период пандемии (организаторы - Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и УрГПУ) - Белоглазова Ю.Г., Бисимбаева С.М., Зорина И.А., Кочубей Т.Д., Манзурова О.А., Малявина А.М., Прохорова И.В., Тургумбаев А.А., Шевелева Е.А. 5) Вебинар-консультация для молодых педагогов Екатеринбурга (организатор – Дом учителя) - Зорина И.А. (автор, выступление). 6) Районные семинары для учителей (организатор – ИМЦ Верх-Исетского района «Развивающее образование») - представители МО русского языка и литературы: «Развитие функциональной грамотности» «Современный урок в рамках реализации ФГОС (для молодых педагогов)» «Методические и психологические подходы в работе с обучающимися, показывающими низкие результаты» «Подготовка обучающихся к итоговому собеседованию» «Задание №7 на ОГЭ по русскому языку: Секреты успешного выполнения» «Учим писать сжатое изложение» «Актуальные вопросы обучения написанию сочинения: эффективные методики» «Готовимся к итоговому собеседованию» «Учим писать сочинение 9.3.» «Методы преподавания русского языка как иностранного в практике школьного преподавания» 26 Еще один показатель качества педагогического коллектива – результаты участия в профессиональных конкурсах. В 2020 году успешно выступили: Малявина А.М. - призер регионального конкурса «Читатель года» в номинации «Методическая разработка учителя», а также финалист городского конкурса «Урок в музее». Тургумбаев А.А. - призер городского конкурса «Молодой педагог». Макарова К.С.- диплом I степени Всероссийского творческого конкурса «Конкурс плюс». Принимают участие педагоги гимназии и в экспертной деятельности. Благодарственными письмами за подготовку победителей и призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2020 году награждены 23 учителя. Сертификаты членов жюри муниципального этапа ВсОШ получили 31 учитель. За высокое качество экспертной деятельности в составе жюри регионального этапа ВсОШ – 10 учителей. В состав предметных комиссий ЕГЭ включены 7 учителей-сотрудников гимназии. Естественно, результаты активной педагогической деятельности находят свое отражение в формальных процедурах оценки. По результатам аттестации 59% педагогических работников присвоена высшая квалификационная категория, 21% - первая. К категории «другое» на диаграмме отнесены молодые специалисты, учителя-студенты, а также педагогические работники, не являющиеся учителями, имеющими аттестацию на соответствие занимаемой должности. Педагогические работники: квалификационная категория (чел.) 70 60 50 11 4 7 19 17 32 33 30 2017 2018 2019 6 14 40 18 30 20 39 10 0 высшая первая 2020 другое 27 Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров гимназии – важное звено в деятельности гимназии как центра образования учителя. Несмотря на существенные изменения в управленческой команде (в апреле 2020 года сменился директор, в команду вошли два новых заместителя по учебной работе), все члены администрации прошли профессиональную переподготовку по направлению «Менеджмент». В гимназии нет работников, которые не прошли повышение квалификации в течение последних 3 лет. Повышение квалификации: по профилю деятельности, % от общего количества педагогических работников 102 100 98 96 94 92 90 88 86 84 100 100 100 Повышение квалификации: ФГОС, % от общего количества педагогических работников 120 100 78 83 2017 2018 100 100 2019 2020 80 60 90 40 20 0 2017 2018 2019 2020 В 2020 году все учителя гимназии в той или иной форме повышали свою квалификацию. В частности, при переходе в онлайн-режим работы все учителя гимназии прошли внутригимназическое обучение «Освоить ZOOM с нуля», познакомились со средой Гугл-класс, принимали активное участие в записи телевизионных уроков, транслируемых в дальнейшем на городских (41 канал) и областных (ОТВ) телеканалах. 28 Качество учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Все предметы, включенные в учебный план, обеспечены учебнометодическим комплектом, соответствующим актуальному перечню, и рабочей программой педагога. Совокупное количество экземпляров литературы, стоящее на учете в библиотеке, на одного обучающегося составило в 2020 году 22,7. Динамика этого показателя показана на диаграмме. Количество экземпляров литературы на одного учащегося 28 27,1 27,2 27 26 25 24,7 24 23 22,7 22 21 20 2017 2018 2019 2020 Сокращение количества экземпляров литературы на одного учащегося связано с активным списанием в отчетном периоде устаревших фондов. В гимназии функционирует электронный журнал/дневник на базе АИС «Сетевой город. Образование» (локальная версия установлена на собственном сервере, обновление версии произведено в сентябре 2020 года). 100% обучающихся и родителей имеют учетные записи в системе. Каждый сотрудник и обучающийся имеют логин и пароль для входа в доменную систему и могут пользоваться компьютерами локальной сети для образовательных целей. Всем обучающимся в свободное от уроков время обеспечены доступ к интернету, а также контролируемые сканирование, печать и тиражирование документов в библиотечно-информационном центре. Система безопасности включает в себя контентный фильтр на базе специализированного модуля «Веб-контроль» антивирусной программы лаборатории Касперского и обеспечивает отсутствие доступа к запрещенному контенту. 29 Удельный вес численности учащихся, имеющих доступ к интернет, % от общего количества обучающихся 120 100 100 100 100 100 80 60 40 20 0 2017 2018 2019 2020 Доля обучающихся, имеющих доступ к сети Интернет, не изменяется и составляет 100%. Количество ПК на одного учащегося 0,245 0,24 0,24 0,24 0,235 0,23 0,225 0,22 0,22 0,22 0,215 0,21 2017 2018 2019 2020 Снижение количества компьютеров на одного учащегося в 2019 году обусловлено увеличением количества обучающихся по сравнению с прошлым годом при сохранении парка компьютерной техники. В 2020 году ситуация не поменялась. 30 Материально-техническая база МАОУ гимназия №2 расположена в отдельно стоящем здании по адресу г. Екатеринбург, пер. Пестеревский, д 3. Здание построено в 1936 году. В 2006-2008 годах проведена реконструкция, сделан пристрой. Здание электрифицировано, оборудовано централизованным отоплением, системами холодного и горячего водоснабжения, вентиляцией и канализацией. В гимназии имеется стационарная телефонная связь и доступ к информационно-телекоммуникационной сети интернет: развернута локальная сеть (технология Ethernet+ВОЛС), охватывающая все учебные, административные и часть технических помещений. Для ведения образовательного процесса в гимназии оборудованы: кабинет физики (с лаборантской) - 1 кабинет химии (с лаборантской) - 1 кабинет биологии (с лаборантской) - 1 кабинет географии (с лаборантской) - 1 кабинет ИЗО - 1 кабинет ОБЖ (с лаборантской) - 1 кабинет музыки и МХК (с лаборантской) - 1 кабинет русского языка и литературы - 7 кабинет математики - 5 кабинет информатики и ИКТ (с лаборантской) - 2 (на 15 мест для обучающихся каждый) кабинет иностранного языка - 15 кабинет истории и обществознания - 4 лекционный зал на 55 мест с мультимедийным оборудованием актовый зал на 300 мест с мультимедийным, звуковым и световым оборудованием гримерные комнаты для мальчиков и девочек студия звукозаписи с необходимым оборудованием и шумоподавляющим покрытием стен зал хореографии, оборудованный станком и зеркальной стеной комбинированная мастерская по обработке дерева и металла с необходимым оборудованием мастерская по технологии обработки тканей с необходимым оборудованием 31 кабинет обслуживающего труда (кулинария) с необходимым оборудованием художественная мастерская с необходимым оборудованием спортивный зал площадью 522,4 кв.м высотой более 6 м, оборудованный душевыми и комнатами для переодевания; зал лечебной физкультуры; уличная площадка для игровых видов спорта 375 кв.м. Общая площадь помещений на одного учащегося, кв.м 4,45 4,4 4,4 4,35 4,3 4,25 4,2 4,2 4,2 4,15 4,15 4,1 4,05 4 2017 2018 2019 2020 Снижение в 2020 году по сравнению с предыдущим годом площади на одного учащегося обусловлено увеличением количества обучающихся по сравнению с прошлым годом при сохранении площади здания. 32 Функционирование внутренней системы оценки качества образования Внутренняя система оценки качества образования создана с целью мониторинга результатов реализации ФГОС. Разработка, внедрение и обеспечение функционирования модели осуществляется администрацией школы. Существует ряд нормативно-правовых актов, на которые мы опирались при формировании ВСОКО. К основным относятся: ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» Приказ Министерства образования и науки №462 «Об утверждении порядка самообследования образовательной организацией» Приказ Министерства образования и науки № 1324 «Об утверждении показателей деятельности ОО, подлежащих самообследованию». Оценка образовательных результатов состоит из четырех уровней: 1. Качество управления 2. Качество процесса (результаты освоения обучающимися основной образовательной программы) 3. Качество результата (оценка реализации образовательных услуг) 4. Качество условий (оценка условий, в которых осуществляется образовательная деятельность) Качество управления ОО Выступает как инструмент диагностики структуры управления и включает: оценку состояния административной системы ОО; ведение документооборота и оценку наличия и соответствия локальных актов установленным требованиям; мониторинг работы педагогического совета, родительских комитетов; диагностику деятельности администрации и т.д. Качество процесса Предполагает оценку по следующим показателям: предметные результаты и достижения (администрация гимназии систематически проводит сравнительный анализ ВСОКО, НОКО, ГИА и др.) оценку социализации учащихся, состояния здоровья, достижений (олимпиады, спортивные соревнования и т.д.); выявление групп риска и контроль работы с ними; личных 33 исследование эффективности социального партнерства. Качество результата В данном разделе проводится анализ по следующим критериям: соответствие ООП требованиям ФГОС; адаптация программ под нужды учащихся ОО, индивидуальная работа с учениками; эффективность осуществления учебного плана на уровне гимназии, качество преподавания; исследование организации внеурочной дополнительных образовательных программ; оценка эффективности удовлетворенности. работы с работы родителями, и наличие степени их Качество условий Включает общую оценку организационной структуры функционирования отделов по следующим параметрам: ОО и материально-техническое и информационное (ИКТ) оснащение; выполнение санитарно-гигиенических требований (СанПиН 2.4.2.282110); организация медицинского сопровождения и питания; соответствие педагогов требованиям профстандартов; микроклимат в организации. 34 Задачи на предстоящий период Задачи на предстоящий период обусловлены, с одной стороны, результатами самообследования за 2020 год, с другой стороны – направлениями деятельности, заданными программой развития. 1. Обновить содержание рабочих программ педагогов в связи с развитием профильности. 2. Обеспечить желающим 10-классникам возможность изучения модуля «Основы переводческой деятельности» в рамках предмета «Английский язык» в классах не только гуманитарного, но и других профилей. 3. Ввести факультативное занятие для обучающихся 9-11 классов по подготовке к олимпиадам по английскому языку. 4. Расширить перечень платных образовательных услуг, введя обучение по программам изучения итальянского и китайского языков, школы будущего дипломата (в том числе для обучающихся других школ Екатеринбурга). 5. В рамках сотрудничества с ИМЦ Верх-Исетского района «Развивающее образование», а также Екатеринбургским Домом учителя изучить методические запросы учителей Верх-Исетского района и спланировать работу по методической поддержке учителей района и города. 6. Увеличить количество олимпиад и конкурсов по английскому языку, в которых принимают участие обучающиеся гимназии, сделав акцент на внесенные в федеральный перечень и дающие льготы при поступлении в вузы. 7. Организовать повышение квалификации руководящих работников и педагогов-драйверов в области цифровизации образования. 8. Сформировать рабочую группу педагогов-наставников по созданию коллекции образовательных ресурсов. 9. Сформировать рабочие группы во главе с педагогами-наставниками по выявлению профессиональных дефицитов, организовать обмен опытом 10. Сформировать в каждом классе пары «ученик-ученик» для организации помощи испытывающим затруднения в обучении. 11. Разработать и апробировать не менее одного комплекса коммуникативных практик для каждой из категорий участников образовательного процесса: педагоги, обучающиеся и родители. 12. Сформировать рабочие группы из учителей и родителей, представителей социальных партнеров по планированию родительского лектория «Открытый класс»; 35 по планированию социально-значимого проекта «Литература дело общественное»; по планированию социально-значимого проекта «Музей и школа: территория творчества»; по разработке и подбору диагностического инструментария для исследования интересов, мотивов и целей, образовательного запроса обучающихся и их родителей. 13. Улучшить материально-техническую базу гимназии (с акцентом на развитие кабинетов по предметам профильного обучения с учетом финансирования по линии школ РАН). 14. Инициировать формирование нормативной базы организации сетевого взаимодействия. 36 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)