РПП_ЭК_Черчение_9 класс_2023

МАОУ гимназия 2 Волегова Т.И.

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по учебному курсу «Черчение» для 9-го класса
составлена на основе программы «Технология. Черчение и графика» А.А.Павловой,
Е.И. Корзиновой.
Рабочая программа курса для 9 классов разработана на основании
нормативно-правовых документов:








Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями и дополнениями.
Федеральный компонент государственных образовательного стандарта
начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ
Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004 года № 1089).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта
2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
Образовательная программа среднего общего образования МАОУ гимназия 2;
Учебный план МАОУ гимназия 2;
Технология. Черчение и графика. 8–9 классы : учеб. для общеобразовательных
учреждений / А.А.Павлова, Е.И. Корзинова.; Черчение 9 класс: учеб. Для
общеобразовательных
школ
/
А.Д.Ботвинников,
В.Н.Виноградов,
И.С.Вышнепольский.
Общая характеристика учебного курса

В настоящее время данный курс является весьма востребованным в связи с
внедрением в жизнь комплексной государственной программы «Уральская инженерная
школа», рассчитанной на 2015-2025 год. Увеличение значения инноваций в экономике и
быстрое развитие технологий, постоянное увеличение их наукоемкости резко
повышают требования к базовому образованию инженеров, качеству их
интеллектуальных и организационных способностей.
Приоритетной целью изучения курса «Инженерная графика» в основной школе
является общая система развития мышления, пространственных представлений и
графической грамотности обучащихся. Он помогает школьникам овладеть одним из
средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и
политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам
инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного
производства; содействует развитию технического мышления, познавательных
способностей учащихся. Кроме того, занятия по выполнению чертежей оказывают
МАОУ гимназия 2 Волегова Т.И.

большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности,
аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей
культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса
учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса «Черчение» – формирование у обучающихся технического
мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию
техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного
интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности
школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс
обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут
привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление обучающихся с
основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли
чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с
другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в
повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках
математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая
графическая грамотность обучающихся. В задачу обучения инженерной графики
входит подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной
литературой для решения возникающих проблем.
В изучении курса используются следующие методы: рассказ, объяснение, беседа,
лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических
работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели среднего общего образования:
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, самостоятельности и инициативности,
способности к успешной социализации в обществе;
дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения
старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их
способностями, склонностями и потребностями;
обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего
профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с
учетом реальных возможностей рынка труда.
Цель изучения курса «Черчение»
Формирование системы развития мышления, пространственных представлений и
графической грамотности обучающихся.
В процессе обучения курса ставятся задачи:

сформировать знания о графических средствах информации;

овладеть способами отображения и чтения графической информации в различных
видах практической деятельности человека;

осуществить связь с техникой и производством;

МАОУ гимназия 2 Волегова Т.И.


подготовить учащихся к конструкторско-технологической и творческой
деятельности, дизайну, художественному конструированию, овладению элементами
прикладной графики и др.
Описание места курса в учебном плане
Согласно учебному плану школы на изучение курса «ЧЕРЧЕНИЕ» на уровне
основного общего образования отводится 33 часа из расчета 1 час в неделю в 9-х
классах.
Планируемые результаты обучения
Врезультате изучения основ «Черчение» обучающиеся
должны знать:

правила построения чертежей по способу проецирования, требования ЕСКД
(Единой системы конструкторской документации) по их оформлению;

условия выбора видов, сечений и разрезов на чертежах;

порядок чтения чертежей в прямоугольных проекциях;

возможности применения компьютерных технологий для получения графической
документации.
должны уметь:

выбирать рациональные графические средства отображения информации о
предметах;

выполнять чертежи (как вручную, так и с помощью 2D графики) и эскизы,
состоящие из нескольких проекций, технические рисунки, другие изображения изделий;

производить анализ геометрической формы предмета по чертежу;

получать необходимые сведения об изделиях по его изображению (читать
чертеж);

использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического
языка в школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования и пр.
Содержание учебного курса
№
1

тема
Техника
выполнения
чертежей и
правила
оформления

кол-во
часов
5
их

МАОУ гимназия 2 Волегова Т.И.

содержание
Основные
теоретические
сведения: краткая
история
графической деятельности человека; значение графической
подготовки в современной жизни и профессиональной
деятельности человека; инженерная школа на Урале и в
Екатеринбурге; области применения графики и ее виды;
основные виды графических изображений: эскиз, чертеж,
технический рисунок, техническая иллюстрация, схема,
диаграмма, график; виды чертежных инструментов, материалов
и принадлежностей; понятие о стандартах; правила оформления чертежей; форматы, масштабы, шрифты, виды линий.
Практические работы: знакомство с Единой системой
конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ); знакомство с
видами графической документации; организация рабочего

места чертежника; подготовка чертежных инструментов;
оформление графической работы и основной надписи на
формате А4; выполнение основных линий чертежа.
Варианты
объектов
труда: образцы
графической
документации; ЕСКД; формат А4 для чертежа.
2

3

Геометрические 3
построения,
анализ
графического
состава
изображений
8
Виды
проецирования,
способы
построения
изображений на
чертежах

4

Чертежи
предметов
в
прямоугольных
проекциях,
их
аксонометрическ
ие
проекции,
технические
рисунки, эскизы,
чтение чертежей

10

5

Сечения
разрезы

7

Итого:

и

33

МАОУ гимназия 2 Волегова Т.И.

Основные теоретические сведения: графические способы
решения геометрических задач на плоскости.
Практические
работы: построение
параллельных
и
перпендикулярных прямых; деление отрезка и окружности на
равные части; построение и деление углов; построение овала;
сопряжения.
Основные теоретические сведения: общие сведения о
проецирования; центральное, косоугольное и прямоугольное
проецирование; расположение видов на чертеже, выбор
главного вида; понятие о местном и дополнительном видах.
Практические работы: построение проекций детали по
наглядному
изображению,
дополнение
проекций
недостающими линиями.
Основные теоретические сведения: расположение осей
аксонометрических проекций;
нанесение размеров
в
аксонометрических проекциях; построение окружности в
изометрической проекции; аксонометрические проекции
предметов, имеющих круглые поверхности, особенности
технического рисунка; эскизы, их назначение и правила выполнения; проекции вершин, ребер и граней.
Практические
работы: построение
аксонометрических
проекций плоской детали, расположенной в трех различных
плоскостях; построение аксонометрических деталей, имеющих
круглые поверхности по чертежу, анализ геометрической
формы предмета; чтение чертежа (эскиза) детали и ее
описание; определение необходимого и достаточного
количества видов на чертеже; выбор главного вида и масштаба
изображения; выполнение чертежей (эскизов) объемных
деталей в системах прямоугольной и аксонометрической
проекций; нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом
геометрической формы и технологии изготовления детали;
выполнение технического рисунка по чертежу; выполнение
эскиза детали с натуры; обозначение проекций вершин ребер и
граней на чертеже и аксонометрической проекции детали.
Основные теоретические сведения: наложенные и вынесенные
сечения; обозначение материалов в сечениях; простые разрезы,
их обозначения; местные разрезы; соединение вида и разреза;
разрезы в аксонометрических проекциях.
Практические работы: вычерчивание чертежа детали с
необходимыми сечениями и разрезами; выполнение чертежа
детали с разрезом в аксонометрической проекции.
Варианты объектов труда: модели и образцы деталей,
чертежи деталей с сечениями и разрезами.

Тематическое планирование
9 класс
Раздел/тема

Кол-во
часов

Характеристика основных видов учебной деятельности
обучающихся

Техника выполнения 5
чертежей и правила
их оформления

Узнают о значении черчения в практической деятельности
людей.
Научатся организации рабочего места.
Ознакомятся с
чертёжными
инструментами
и
принадлежностями,
рациональными
приёмами
работы
чертёжными
инструментами.
Познакомятся с понятиями о ГОСТ, ЕСКД. Узнают значение и
начертание линий чертежа ГОСТ 2.303-68.
Получат сведения о чертёжном шрифте: размерах, наклоне,
особенности написания букв и цифр.
Получат понятие о правилах простановки линейных размеров
на чертежах, условных знаках и значках: диаметр, радиус,
толщина, длина, квадрат.
Научатся применять масштабы на машиностроительных
чертежах.

Геометрические
построения

3

Научатся делить отрезок, угол и окружность на равные части.
Выполнять
чертеж «плоской» детали с применением
сопряжений.

Виды проецирования, 8
способы построения
изображений
на
чертежах

Получат общие сведения о видах проецирования (центральное,
косоугольное и прямоугольное), о расположении видов на
чертеже, выборе главного вида, местных и дополнительных
видах в ходе выполнения практических графических работ.

Чертежи предметов в 10
прямоугольных
проекциях,
их
аксонометрические
проекции,
технические рисунки,
эскизы,
чтение
чертежей
Сечения и разрезы
7

Получат знания о расположении осей аксонометрических
проекций, способах построения деталей по чертежу в
пространстве.
Научатся строить окружности в изометрической проекции.
Узнают способ построения аксонометрических проекций
предметов, имеющих круглые поверхности.

Итого

33

МАОУ гимназия 2 Волегова Т.И.

Получат знания о пространственных представлениях при
изучении сечений и разрезов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».