ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир, в котором мы живём» составлена в соответствии с нормативными
документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4.Приказ
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
(Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарная составлена для занятий с обучающимися в условиях
общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными
документами, Уставом МАОУ гимназии № 2
Направленность программы –социально-гуманитарная.
Актуальность программы. Данная программа является актуальной,
так как решает одну из ключевых педагогических задач обучения и
воспитания – содействовать воспитанию свободной и ответственной
личности ученика, ее социализации в современных условиях. Актуальность
курса определяется новизной проблем, которые ставятся для размышления
перед учащимися, авторским видением существа этих проблем, принципами
подбора дополнительного материала Курс выстраивается как система
интеллектуальных задач, направленных на формирование у учащегося
способности понимания современных явлений, событий, процессов.
Программа «Мир, в котором мы живём» включает знания различных
общественных наук (социологии, экономической теории, политологии,
правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса
педагогически целесообразной форме. Данная учебная программа
рассматривает темы, охватывающие общую характеристику современного
общества как целостной динамично развивающейся системы, а также
изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической,
духовной подсистем.
Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы,
которые присутствуют в итоговой аттестации в 9 классе, но недостаточно
полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе обществознания.
Работа построена как интеграция учебного материала с активными
формами деятельности учащихся. При этом большое внимание уделяется
практической работе с различными источниками права, с дополнительной
литературой по предмету.
Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное
изучение курса обществознания основной средней школы, а также на
подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.
Уровень освоения программы: базовый.
Программа построена с учётом возрастных психофизических
особенностей.
Объем освоения программы: 1 час в неделю
Срок реализации программы: 34 недели
Средства обучения: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные
конспекты, тесты, электронные энциклопедии. Технические средства
обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска. Информационные
ресурсы. Электронный диск «Обществознание», Электронный диск
«Иллюстрированный энциклопедический словарь», Электронный диск
«Подготовка к ГИА», 2024, Электронный диск «Гражданское право»,
КонсультантПлюс,
Электронный
диск
«Избирательное
право»,
КонсультантПлюс, Электронный диск Подборка правовых документов,
КонсультантПлюс, ЦОР «Обществознание 6-9», Электронный курс,
Просвещение. При этом большое внимание уделяется практической работе с
различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету.
Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия,
семинары, урок диспут, комбинированные уроки, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием
материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной
итоговой аттестации».
Цель, задачи программы
Цель курса: формирование у учащихся более глубоких представлений
о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических,
рефлексивных, психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности
(познавательной, исследовательской, творческой);
- введение учащихся в мир этической культуры (духовных ценностей,
проблем и традиций), в мир искусства;
- формирование у обучающихся понимания полученной информации в
соответствии с собственным личным опытом, выработка способности
самостоятельно ориентироваться в окружающем мире.
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к
предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного
профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из
разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для
решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности
ученика, её социализации в современных условиях.
- заложить основы поисково-исследовательской деятельности
учащихся
Создать условия для выработки следующих межпредметных умений:
1. Рефлексивных: - соотносить объекты познания со своим жизненным
опытом; - определять основания и способы своих и чужих действий; определять способ видения мира другими людьми; - анализировать позицию
автора текста; уметь понять написанные и произнесённые тексты; сопоставлять несколько интерпретаций одного и того же события, явления,
текста; - находить причинно-следственные связи; планировать исследование.
2. Логических: - сопоставлять, сравнивать по различным основаниям;
классифицировать, оценивать; - использовать базовые категории; формулировать сущностные определения и т.д.; - выдвигать гипотезы,
находить аргументы и осуществлять их критику.
3. Текстовых: уметь освещать материал логично, последовательно,
соблюдая принятые нормы речи - при письменном изложении раскрывать
взаимосвязь фактов, их смысл, значение в рамках избранной темы.
4. Коммуникативных: - объяснять свой выбор, решение; - ставить себя
в позицию оппонента, определять ее сильные и слабые стороны; - вести
дискуссию, слушать и слышать оппонента
1.3 Содержание программы
№
Всего
часов
Современное общество 5
Человек среди людей
8
Экономическая сфера
9
жизни общества
Политика и право
10
Духовная
жизнь
2
общества
Разделы, темы
1.
2.
3.
4.
5.
Всего
34
Форма контроля/
из них
теория практика аттестации
3
2
Практическая работа
3
5
Практическая работа
Тестирование
4
5
8
2
1
1
19
15
Тестирование
Практическая работа
Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику
современного общества как целостной динамично развивающейся системы,
так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической,
политической, духовной подсистем.
Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы,
которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно
рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 6-9 классы»
При этом большое внимание уделяется практической работе с
различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету.
Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия,
семинары, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием
материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной
итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение
учениками зачётной работы по типу ГИА.
Содержание курса
Тема 1. Современное общество. (5 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь
экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.
Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в
процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное
общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство
современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (8ч.)
Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее
окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура.
Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы.
Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль
морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (9ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника.
Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав
собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав
собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (10ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы
конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы.
Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (2ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная
культуры. Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов
личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
– образ социально-политического устройства — представление о
государственной организации России, знание государственной символики,
государственных праздников;
– знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей
гражданина, ориентация в правовом пространстве государственнообщественных отношений;
– знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры;
– освоение общекультурного наследия России и общемирового
культурного наследия;
– гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за
свою страну;
– уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
– экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех
её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе;
знание основ здорового образа жизни;
– эмоционально положительное принятие своей этнической
идентичности;
– уважение к другим народам России и мира и принятие их,
межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
– уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение
к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им;
– уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности
здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
– готовность и способность к выполнению норм и требований
школьной жизни, прав и обязанностей ученика.
Учащийся получит возможность для формирования:
– ориентации в системе моральных норм и ценностей и их
иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
– основ социально-критического мышления, ориентации в
особенностях социальных отношений и взаимодействий, установлении
взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
– потребность в самовыражении и самореализации, социальном
признании;
– позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство
гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при
их нарушении;
– умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного
уважения и принятия; умения конструктивно разрешать конфликты;
– готовности и способности к выполнению моральных норм в
отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах
деятельности;
– умение строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится:
– целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
– планировать пути достижения целей, выбирая наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
– извлекать информацию из разных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета;
– пользоваться справочной литературой;
– приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
– вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета
сделанных ошибок;
– уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
– принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Учащийся получит возможность научиться:
– проявлять познавательную инициативу;
– устанавливать целевые приоритеты;
– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе
учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном
материале;
– самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;
– самостоятельно извлекать информацию из разных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета;
– свободно пользоваться справочной литературой;
– сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
– адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце
действия, так и по ходу его реализации;
– основам прогнозирования как предвидения будущих событий и
развития процесса.
Познавательные:
Учащийся научится:
– давать определение понятиям;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– осуществлять логическую операцию установления родовидовых
отношений, ограничение понятия;
– обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода
от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом
к понятию с большим объёмом;
– основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
– проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
– определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
– соотносить свои действия с планируемыми результатами,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
– структурировать тексты, включая умение выделять главное и
второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность
описываемых событий;
– высказываться в устной и письменной форме;
– проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения,
делать умозаключения и выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
– осуществлять сравнение, систематизацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
– строить классификацию на основе дихотомического деления (на
основе отрицания);
– строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
– объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
– самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
–
проектировать,
корректировать
индивидуальный
маршрут
восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной,
личностно ориентированной деятельности;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
– овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной
жизни.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
– работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
– выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами, проектами.
Учащийся получит возможность научиться:
– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
– владеть разными видами монолога и диалога;
–устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор;
– аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою
позицию не враждебным для оппонентов образом;
– осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь
убеждать;
– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы
взаимодействия; планировать общие способы работы;
– основам коммуникативной рефлексии;
– свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами, проектами.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
использовать накопленные знания об основных социальных
нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные
способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для
успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в
предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и
правопорядку;
критически осмысливать информацию правового и моральнонравственного характера, полученную из разнообразных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для определения собственной позиции по
отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения
и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законом;
использовать знания и умения для формирования способности к
личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права,
самореализации, самоконтролю;
распознавать на основе приведённых данных основные
экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
характеризовать поведение производителя и потребителя как
основных участников экономической деятельности;
применять полученные знания для характеристики экономики
семьи;
использовать
статистические
данные,
отражающие
экономические изменения в обществе;
получать социальную информацию об экономической жизни
общества из адаптированных источников различного типа;
формулировать и аргументировать собственные суждения,
касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
обществоведческие знания и социальный опыт.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для
понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
моделировать несложные ситуации нарушения прав человека,
конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и
давать им моральную и правовую оценку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности,
собственный вклад в их становление и развитие;
наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие
в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
характеризовать тенденции экономических изменений в нашем
обществе;
анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики
и модели поведения потребителя;
решать познавательные задачи в рамках изученного материала,
отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности
человека;
выполнять несложные практические задания, основанные на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
-учебный кабинет
-учебные столы, стулья,
-интерактивная доска,
-медиапроектор,
-принтер,
-сканер,
-классная доска
Методическое и дидактическое обеспечение:
-подборка информационной и справочной литературы;
-обучающие и справочные электронные издания;
-диагностические
методики
для
сформированности ключевых компетенций.
определения
уровня
Формы аттестации
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы
аттестации:
Текущий контроль:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов или выполненных
операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся.
Самооценка и самоконтроль
Определение учеником границ своего «знания - незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё
предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Методическое обеспечение
В методике преподавания по данной программе используются
различные формы работы. Основная форма – учебное занятия, где
применяются такие методы обучения как: беседы; конкурсы знатоков; игрысостязания; блиц опросы. Обязательно предусматривается самостоятельная
деятельность учащегося.
Предусмотрены задания на развитие речи. В процессе выполнения таких
заданий, у учащихся происходит обогащение и активизация словаря,
предлагаются задания направленные на формирование умения давать
определения понятия.
Дидактические материалы представлены разнопланово: в одних
случаях это занимательные игры, вопросы викторины, опорные логические
схемы, картосхемы, дидактические игры и кроссворды, в других —
рекомендуемые формы организации обучения, карточки с заданиями разного
уровня сложности.
В соответствии с ФГОС, занятия построены так, чтобы учебный
процесс позволял в полной мере раскрывать функцию системнодеятельностного подхода, предполагающего, что знания дети добывают
самостоятельно. Это приводит к тому, что мы развиваем полноценную
личность, способствуя процессу социализации, которая в полном объеме
сможет взаимодействовать с другими людьми и самосовершенствоваться.
Список литературы
1.
Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к
ГИА. – М., АСТ: Астрель, 2023
2.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов.
Основной Государственный экзамен 2024. Обществознание. Учебное
пособие/ О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – Москва: Интеллект-Центр, 2023
3.
Контрольно-измерительные материалы для 9 класса. ФИПИ, 2023, 2024
4.
Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова
5.
Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И.
6.
Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./
Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2023.
7.
Репетиционные варианты. Основной Государственный экзамен 2024 г.
Обществознание. 12 вариантов. Учебное пособие/ авт. – сост. О. А. Котова,
Т. Е. Лискова.; Федеральный институт педагогических измерений; Москва:
Интеллект-Центр, 2023
8.
Сборник кодексов РФ. – М., 2022
9.
Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для
учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2023
10. Интернет-ресурсы