2_Отчет о самообследовании_2022

Оглавление
Общие сведения об образовательной организации ............................................. 3
Значения показателей самообследования МАОУ гимназии №2 на 31.12.2022
года.......................................................................................................................... 11
Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества
образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность ............................................................................ 15
Аналитическая часть ............................................................................................. 17
Система управления организацией .................................................................. 17
Оценка образовательной деятельности, организация учебного процесса... 20
Содержание и качество подготовки обучающихся ........................................ 24
Востребованность выпускников ...................................................................... 27
Качество кадрового обеспечения ..................................................................... 30
Качество учебно-методического и библиотечно-информационного
обеспечения ........................................................................................................ 36
Материально-техническая база ........................................................................ 38
Функционирование внутренней системы оценки качества образования .... 40
Задачи на предстоящий период ........................................................................... 45

Общие сведения об образовательной организации
Наименование
образовательной
организации
Руководитель
Адрес организации
Телефон, факс
Адрес электронной почты
Адрес официального сайта
Учредитель
Дата создания
Лицензия
Свидетельство о
государственной
аккредитации

Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
гимназия №2
Расторгуева Светлана Владимировна
620014, Свердловская область,
г. Екатеринбург, пер. Пестеревский, 3
+7 (343) 371-87-94
gimnaziya2@eduekb.ru
гимназия2.екатеринбург.рф
Администрация муниципального
образования «город Екатеринбург»
1936
№ 17189 от 24 апреля 2013 года
№ 8182 от 19 февраля 2015 года

Миссия нашей гимназии – обучение и воспитание человека,
желающего и способного сделать мир лучше.
Современная школа ориентируется на создание в образовательной
организации таких условий, при которых обучающиеся могли бы раскрыть
свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире. При этом ученик отнюдь не является пассивным
объектом педагогического воздействия. Выбирая в этом мире собственный
путь, он ориентируется на свои приоритеты, которые складываются как на
основе его собственных склонностей, так и под влиянием многих внешних по
отношению к школе факторов и субъектов.
В
результате
образовательный
запрос
каждого
ученика
индивидуализируется. Он может быть реализован через построение
индивидуальной образовательной траектории развития ученика.
Приоритетными инструментами для приближения деятельности
Гимназии к индивидуальным образовательным потребностям обучающихся
должны стать реальная индивидуализация образования учеников,
выраженная через формирование индивидуальных учебных планов, развитие
профильности, раннюю профориентацию. Содействовать этому должно
создание
комфортной,
открытой,
доступной
и
разнообразной
образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для учета
запросов и потребностей всех участников образовательных отношений,
развитие их потенциала через их активное вовлечение и взаимодействие.
3

Цель создания и развития профилей в гимназии - способствовать
профессиональному самоопределению учеников, готовить их к поступлению
в вуз мечты, чтобы научиться той профессии, о которой они мечтают.
Гимназии недавно исполнилось 85 лет.
Средняя школа №2 была открыта в 1936 году. В годы Великой
Отечественной войны в здании школы был госпиталь. В послевоенные годы,
когда шло восстановление хозяйства страны, энтузиазм, воля к жизни, вера в
лучшее будущее – именно такими были характеристики педагогического
коллектива тех лет. Страна развивалась, вместе в ней развивалась школа. В
нее пришли работать учителя, которые в том числе могли преподавать
английский язык на высоком качественном уровне. 1961 год стал знаковым в
истории нашей школы, ведь именно в этом году она была реорганизована в
английскую школу с преподаванием ряда предметов на английском языке.
Педагоги составляли программы, разрабатывали методики, наполняли
содержанием внеклассную работу по английскому языку. Настоящим
вызовом, с которым коллектив учителей успешно справился, являлось
создание нового типа школы, а также пробуждения к нему интереса
учащихся. В этот период музыку, географию, историю и ряд других
предметов стали преподавать на английском. От этой практики позже
отказались, и «английский цикл» составили уроки английского языка,
технический перевод, «Moscow News», английская и американская
литература. В дальнейшем к нему добавили и английское страноведение. В
эти годы были заложены традиции, которые живут в нашей школе и в
коллективе учителей и сегодня.
В 1994 году школе присвоен статус Языкового лицея № 2. В 2001 году
произошел очередной ребрендинг и возникла Гимназия № 2. Гимназия
является преемницей всех тех традиций, которые сложились в школе за ее
более чем 85-летнюю историю. За годы работы у коллектива гимназии
сложилось устойчивое представление о ее месте и роли в образовательном
пространстве города и района как учреждении, создающем содержательные,
организационные
и
методические
условия
для
формирования
коммуникативной культуры детей и культуры самопознания.
Статусная гимназия в центре города. Богатая история, наполненное
содержанием настоящее и спокойное будущее. Но можно ли успокаиваться?
Каким мы видим свое будущее? Какие задачи и проблемы решаем? Для нас
современные требования и вызовы не менее сложны, чем для любой другой
школы, так как главные наши «заказчики», «потребители» - родители,
которые практически на все вопросы воспитания и обучения имеют свой
взгляд, знают, как лучше…
4

Наши ученики, принимая вызовы времени, участвуют в событиях,
которые изменяют окружающий мир – Большая перемена, смены в
«Сириусе», «Золотом сечении», Всероссийская олимпиада школьников.
Мы приучаем детей ценить сокровища культуры – и мировой, и
российской, и самим создавать культурные ценности.
Современная
материальная
база,
высокопрофессиональные
педагогические кадры, широкий спектр образовательных программ как
общего, так и дополнительного образования, которыми обладает гимназия,
обеспечивают высокое качество учебного процесса, успешное поступление
выпускников гимназии в лучшие вузы города, региона, России и мира, в том
числе на бюджетные места. Мы воспитываем в детях осознанность в выборе,
постоянно показывая им возможности, выстраивая связи с вузами,
предприятиями.
Это
Уральский
Федеральный
университет,
Московский
государственный университет, Санкт-Петербургский государственный
университет, ВШЭ, МГИМО, УГМУ, УрГАХУ, УрГЮУ, российский
экономический университет им. Плеханова, на специальности: филология,
графический дизайн, социология, прокурорское дело, медиакоммуникации,
лингвистика, юриспруденция, востоковедение, реклама и связи с
общественностью, маркетинг и логистика, экономика, предпринимательство,
правовое обеспечение безопасности, история искусств, журналистика,
автоматика и телемеханика, лечебное дело, стоматология, биология,
психология,
педиатрия,
биотехнология,
клиническая
психология,
ветеринарно-санитарная экспертиза, ландшафтная архитектура…
По версии рейтингового агентства RAEX гимназия входит в рейтинги
лучших школ России как школа, готовящая наибольшее количество
студентов для лучших вузов России. Мы ежегодно подтверждаем этот
рейтинг, начиная с 2015 года.
Мы устанавливаем связи не только с вузами. Наши педагоги
осуществляют методическое сопровождение учителей района, города,
области и оказывают им методическую помощь.
По решению Департамента образования Администрации города
гимназии присвоен статус территориального ресурсного центра. Целью
работы территориального ресурсного центра является обеспечение
современного качественного образования для обучающихся Верх-Исетского
района и других административных районов города Екатеринбурга путем
эффективного и рационального использования имеющихся в гимназии
5

ресурсов. С помощью методического сопровождения учителей мы
выравниваем условия для обучающихся других школ района.
Имеющиеся материальные, кадровые, информационные, методические
ресурсы, обеспечивающие содержание образования, гимназия использует для
того, чтобы обучающиеся школ Верх-Исетского района и других районов
города Екатеринбурга могли продолжить здесь получение основного общего
и среднего общего образования.
Углубленное изучение английского языка на протяжении всего периода
обучения, профили обучения на уровне среднего общего образования – такие
возможности предоставляет гимназия обучающимся района и города.
Как образование высокого уровня, гимназическое образование
призвано стать основой для дальнейшего постоянного интеллектуального и
профессионального
развития
человека,
создания
им
продуктов
интеллектуального труда. Обеспечивая, с одной стороны, «обычную»
функциональную грамотность, такая основа дает возможность на базе
прежнего знания, используя получаемые исследовательские навыки и
компетенции, производить новое знание. Кроме того, опыт проектной
деятельности, приобретаемый в ходе обучения, способствует развитию
навыков создания команд, работы в них и управления ими.
Видя именно в этом ценность гимназического образования, многие
ученики и их родители, а также другие участники образовательных
отношений предъявляют к Гимназии повышенные требования. Особый
запрос в части образовательных потребностей и запросов возникает и в связи
с более высокой концентрацией способных и одаренных учеников,
формируемой в том числе благодаря конкурсному отбору.
Средством удовлетворения таких потребностей являются обогащение
содержания обучения и создание соответствующей образовательной среды,
которая одновременно выполняет воспитательную функцию. При этом ряд
компонентов сложной педагогической системы, которой является Гимназия,
может и должен подвергнуться существенным изменениям и
усовершенствованиям.
Такие усовершенствования, в частности, затрагивают и один из
основных компонентов системы образовательной деятельности Гимназии –
углубленное изучение английского языка. Оставаясь мощным ядром
развития Гимназии и ее конкурентным преимуществом, это изучение в
старшей школе должно получает более прикладной характер. Сохраняя как
приоритет ориентацию на возможность эффективной коммуникации в
глобальном мире, преподавание иностранных языков должно быть более
6

прочно «привязано» к содержанию профилей обучения, выбранных
гимназистами.
Приоритетными инструментами для приближения деятельности
Гимназии к индивидуальным образовательным потребностям обучающихся
должны стать реальная индивидуализация образования учеников,
выраженная через формирование индивидуальных учебных планов, развитие
профильности, раннюю профориентацию.
На основании вышесказанного, конкретизируя миссию Гимназии
применительно к современной ситуации, цель развития гимназии на
следующий период можно сформулировать следующим образом: создание
условий для развития потенциала всех участников образовательных
отношений через взаимодействие в комфортной, открытой, доступной и
разнообразной образовательной среде.
Для достижения этой цели представляется необходимым решение
следующих стратегических задач:
1. Обеспечить высокое качество обучения английскому языку как средству
профессиональной международной коммуникации и расширить
возможности гимназии в изучении других иностранных языков.
2. Обеспечить современное качественное образование для обучающихся
Верх-Исетского района и других административных районов города
Екатеринбурга путем эффективного и рационального использования
имеющихся в гимназии ресурсов.
3. Обеспечить в условиях развития цифровизации равные возможности для
получения образования каждым обучающимся с учетом его
индивидуальных особенностей.
4. Создать
психологически
комфортную
образовательную
среду,
обеспечивающую взаимодействие всех участников образовательных
отношений, высокое качество и доступность образования в условиях
постоянных изменений.
5. Сформировать открытое партнерство с социально-культурными
организациями для обеспечения гражданского воспитания обучающихся.
6. Создать структурно-содержательную модель профильного обучения и
профориентационного воспитания, направленную на совершенствование
условий для формирования индивидуальных траекторий развития
обучающихся.

7

Основные достижения 2022 года:
 Развивается профильное обучение в старшей школе: в 2022 году в
гимназии был открыт первый в городе строительный класс. Обучающиеся
по программе строительного класса имеют в учебном плане предметы,
которые ведут преподаватели института строительства и архитектуры
УрФУ, а также учебный предмет «Черчение».
 Крепнет партнерство с Российской Академией наук (гимназия имеет
статус базовой школы Российской академии наук). В рамках этого
партнёрства гимназия приняла участие в проектах «Лекции профессоров
РАН», силами сотрудников УрО РАН был проведен День науки. Гимназия
участвовала в конкурсе на получение из областного бюджета гранта на
создание условий для реализации концепции проекта создания базовых
школ Российской академии наук и получила такой грант. На деньги гранта
было приобретено оборудование для исследовательской деятельности по
физике, информатике, географии, биологии. Сейчас учителя осваивают это
оборудование.

Расширилось социальное партнерство, подкрепляющее профили:
- Гимназия уже много лет сотрудничает с технопарком «Кванториум»
(подразделением ГАНОУ СО «Дворец молодежи»), где получают
дополнительное образование ученики технологического профиля;
- В 2022 году вновь заключен договор с ГАПОУ СО "Уральский колледж
строительства, архитектуры и предпринимательства", в рамках которого
обучающиеся 5 и 6 классов гимназии получают первую профессию и диплом
о начальном профессиональном образовании;
- Обучающиеся естественнонаучного профиля имеют возможность получать
дополнительное образование в ФГБОУ ВО "Уральский государственный
медицинский университет", с которым заключен договор о сотрудничестве в
системе непрерывного образования;
- Обучающиеся социально-экономического профиля в рамках договора о
сотрудничестве с ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский
университет "Высшая школа экономики" совершили ряд поездок на
образовательные интенсивы в ВШЭ;
- Уже 32 года в гимназии работает проект «Город в подарок», договор
заключен
с
некоммерческим
партнерством
"Центр
культурнообразовательных инициатив "Среда" г. Санкт-Петербурга; команды
гимназистов трижды в год выезжают на образовательные программы;
- В 2022 году заключены договоры о сотрудничестве с МАУК
"Екатеринбургский театр кукол" и МАУК "Екатеринбургский музей
8

изобразительных искусств"; гимназисты посещают выставки и спектакли по
Пушкинской карте;
- Действует договор о сетевом взаимодействии при реализации
образовательных программ в сетевой форме с МАОУ СОШ №69, в рамках
которого семиклассники школы №69 проходят обучение по информатике на
базе гимназии №2;
- Заключен договор о сотрудничестве с уральской научной мастерской
«М_LABS», согласно которому обучающиеся нашей гимназии и других школ
Верх-Исетского района занимаются 3D-моделированием.
 В
2022
году
гимназия
принимала
участие
в
проекте
«Предпринимательский класс», организованном на базе УрГЭУ. В рамках
этого
сотрудничества
десятиклассники
гимназии
защитили
индивидуальные проекты по предпринимательству и экономике.
 Осуществлен переход к предпрофильному обучению на ступени основного
общего образования, которое позволяет учитывать индивидуальные
потребности обучающихся 9 классов в части учебного плана,
формируемой участниками образовательного процесса.
 Осуществлен переход к обучению по индивидуальным учебным планам в
10-11 классах.
 В 2022 году силами педагогов гимназии организованы и проведены школы
подготовки к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады
школьников по русскому языку, литературе, биологии; к региональному
этапу по английскому языку и литературе.
 В 2022 году гимназия стала участником городского проекта «Меташкола»,
который курирует Дом Учителя. В контексте этого проекта учителя и
администрация гимназии участвуют в разработке и проведении уроков,
мастер-классов, других форм работы с детьми и показывают эти уроки на
единых методических днях.
 Продолжена работа по выявлению интересов, мотивов и целей,
образовательного запроса обучающихся и их родителей.
 Получили развитие проекты гимназии «Открытый класс», «Спросим у
родителей», направленные на выстраивание партнерских отношений с
родителями.
 Продолжает активную работу проект «Открытое пространство», в рамках
которого организованы выставки фотографий, картин, экспозиций театров,
музеев, фоторабот гимназистов и их родителей.
9

 Разработана, утверждена и реализуется программа развития гимназии на
период с 2021 по 2025 год.

10

Значения показателей самообследования МАОУ гимназии №2
на 31.12.2022 года1
№ п/п

Показатели

1.

Образовательная деятельность

Единица
измерения

1.1.

Общая численность учащихся2

998 чел.

1.2.

Численность учащихся по образовательной программе
начального общего образования

0 чел.

1.3.

Численность учащихся по образовательной программе
основного общего образования

596 чел.

1.4.

Численность учащихся по образовательной программе среднего
общего образования

402 чел.

1.5.

Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих
на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации, в общей
численности учащихся

599 чел. /
60%

1.6.

Средний балл государственной итоговой аттестации
выпускников 9 класса по русскому языку

4,5

1.7.

Средний балл государственной итоговой аттестации
выпускников 9 класса по математике

3,8

1.8.

Средний балл единого государственного экзамена выпускников
11 класса по русскому языку

78

1.9.

Средний балл единого государственного экзамена выпускников
11 класса по математике

63,2

1.10.

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса,
получивших неудовлетворительные результаты на
государственной итоговой аттестации по русскому языку, в
общей численности выпускников 9 класса

0 чел. /
0%

1.11.

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса,
получивших неудовлетворительные результаты на
государственной итоговой аттестации по математике, в общей
численности выпускников 9 класса

1 чел. /
0,7%

1.12.

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса,
получивших результаты ниже установленного минимального
количества баллов единого государственного экзамена по
русскому языку, в общей численности выпускников 11 класса

0 чел. /
0%

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" и подпунктом 5.2.15 Положения о Министерстве образования и
науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3
июня 2013 г. № 466 на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» от
10 декабря 2013 г. № 1324. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 января
2014 г. Регистрационный № 31135
2 Численность обучающихся в п.п. 1.1-1.4. указана по состоянию на 01.09.2021
1

11

№ п/п

Показатели

Единица
измерения

1.13.

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса,
получивших результаты ниже установленного минимального
количества баллов единого государственного экзамена по
математике, в общей численности выпускников 11 класса

0 чел. /
0%

1.14.

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса,
не получивших аттестаты об основном общем образовании, в
общей численности выпускников 9 класса

0 чел. /
0%

1.15.

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса,
не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в
общей численности выпускников 11 класса

0 чел. /
0%

1.16.

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса,
получивших аттестаты об основном общем образовании с
отличием, в общей численности выпускников 9 класса

5 чел./
3%

1.17.

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса,
получивших аттестаты о среднем общем образовании с
отличием, в общей численности выпускников 11 класса

20 чел./
15%

1.18.

Численность/удельный вес численности учащихся, принявших
участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей
численности учащихся

899 чел./
90%

1.19.

Численность/удельный вес численности учащихся-победителей
и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности
учащихся, в том числе:

540 чел./
54%

1.19.1.

Регионального уровня

78 чел./
8%

1.19.2.

Федерального уровня

20 чел./
2%

1.19.3.

Международного уровня

17 чел. /
1,7%

1.20.

Численность/удельный вес численности учащихся, получающих
образование с углубленным изучением отдельных учебных
предметов, в общей численности учащихся

596 чел./
60%

1.21.

Численность/удельный вес численности учащихся, получающих
образование в рамках профильного обучения, в общей
численности учащихся

402 чел./
40%

1.22.

Численность/удельный вес численности обучающихся с
применением дистанционных образовательных технологий,
электронного обучения, в общей численности учащихся

998/
100%

1.23.

Численность/удельный вес численности учащихся в рамках
сетевой формы реализации образовательных программ, в общей
численности учащихся

29/
2,9%

1.24.

Общая численность педагогических работников, в том числе:

68 чел.
12

№ п/п

Показатели

Единица
измерения

1.25.

Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование, в общей
численности педагогических работников

65 чел./
95,5%

1.26.

Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование педагогической
направленности (профиля), в общей численности педагогических
работников

65 чел./
95,5%

1.27.

Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное образование, в
общей численности педагогических работников

2 чел./
3%

1.28.

Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное образование
педагогической направленности (профиля), в общей
численности педагогических работников

1 чел./
1,5%

1.29.

Численность/удельный вес численности педагогических
работников, которым по результатам аттестации присвоена
квалификационная категория, в общей численности
педагогических работников, в том числе:

63/
92,6%

1.29.1.

Высшая

46/
67,6%

1.29.2.

Первая

17/
25%

1.30.

Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников,
педагогический стаж работы которых составляет:

1.30.1.

До 5 лет

9 чел./
14%

1.30.2.

Свыше 30 лет

20 чел./
31%

1.31.

Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников в
возрасте до 30 лет

8 чел./
12%

1.32.

Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников в
возрасте от 55 лет

20 чел./
31%

1.33.

Численность/удельный вес численности педагогических и
административно-хозяйственных работников, прошедших за
последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную
пере-подготовку по профилю педагогической деятельности или
иной осуществляемой в образовательной организации
деятельности, в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников

87/
100%

13

№ п/п
1.34.

Показатели
Численность/удельный вес численности педагогических и
административно-хозяйственных работников, прошедших
повышение квалификации по применению в образовательном
процессе федеральных государственных образовательных
стандартов, в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников

Единица
измерения
76/
87%

Инфраструктура

2.
2.1.

Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

2.2.

Количество экземпляров учебной и учебно-методической
литературы из общего количества единиц хранения
библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного
учащегося

27

2.3.

Наличие в образовательной организации системы электронного
документооборота

Нет

2.4.

Наличие читального зала библиотеки, в том числе:

Да

2.4.1.

С обеспечением возможности работы на стационарных
компьютерах или использования переносных компьютеров

Да

2.4.2.

С медиатекой

Да

2.4.3.

Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов

Да

2.4.4.

С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в
помещении библиотеки

Да

2.4.5.

С контролируемой распечаткой бумажных материалов

Да

2.5.

Численность/удельный вес численности учащихся, которым
обеспечена возможность пользоваться широкополосным
Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся

998 чел. /
100%

2.6.

Общая площадь помещений, в которых осуществляется
образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося

3,9 кв. м

0,17

14

Показатели3, характеризующие общие критерии оценки
качества образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность4
N
п/п

I.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

II.

2.1.
2.2.

Единица
измерения
Показатели
(значение
показателя)
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества
образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, касающийся открытости и доступности информации об
организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Полнота и актуальность информации об организации,
осуществляющей образовательную деятельность (далее организация), и ее деятельности, размещенной на официальном
сайте организации в информационно-телекоммуникационной
87,8
сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) (для государственных
(муниципальных) организаций - информации, размещенной в
том числе на официальном сайте в сети Интернет
www.bus.gov.ru)
Наличие на официальном сайте организации в сети Интернет
100,0
сведений о педагогических работниках организации
Доступность взаимодействия с получателями образовательных
услуг по телефону, по электронной почте, с помощью
электронных сервисов, предоставляемых на официальном
90,0
сайте организации в сети Интернет, в том числе наличие
возможности внесения предложений, направленных на
улучшение работы организации
Доступность сведений о ходе рассмотрения обращений
граждан, поступивших в организацию от получателей
образовательных услуг (по телефону, по электронной почте, с
100,0
помощью электронных сервисов, доступных на официальном
сайте организации)
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества
образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, касающийся комфортности условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность
Материально-техническое и информационное обеспечение
89,0
организации
Наличие необходимых условий для охраны и укрепления
100,0
здоровья, организации питания обучающихся

2.3. Условия для индивидуальной работы с обучающимися

100,0

Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. №
1547
4 Значения пп. 1.1, 1.2, 1,3, 2.1, 2.7, 3.1, 3.2, 4.3 приведены в соответствии с результатами независимой
оценки качества образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную
деятельность, проведенной Министерством общего и профессионального образования Свердловской
области в 2021 году (максимальный балл равен 100). По остальным критериям проведена самооценка.
3

15

N
п/п

Показатели

2.4. Наличие дополнительных образовательных программ

2.5.

2.6.
2.7.

III.

3.1.

3.2.

IV.

4.1.

4.2.

4.3.

5

Единица
измерения
(значение
показателя)
265

Наличие возможности развития творческих способностей и
интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и
олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных),
100,0
выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях,
спортивных мероприятиях, в том числе в официальных
спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях
Наличие возможности оказания психолого-педагогической,
100,0
медицинской и социальной помощи обучающимся
Наличие условий организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
69, 0
инвалидов
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества
образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, касающийся доброжелательности, вежливости, компетентности
работников
Доля получателей образовательных услуг, положительно
оценивающих доброжелательность и вежливость работников
93,0
организации от общего числа опрошенных получателей
образовательных услуг
Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных
компетентностью работников организации, от общего числа
99,0
опрошенных получателей образовательных услуг
Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества
образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, касающиеся удовлетворенности качеством образовательной
деятельности организаций
Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных
материально-техническим обеспечением организации, от
98,0
общего числа опрошенных получателей образовательных услуг
Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных
качеством предоставляемых образовательных услуг, от общего
98,0
числа опрошенных получателей образовательных услуг
Доля получателей образовательных услуг, которые готовы
рекомендовать организацию родственникам и знакомым, от
93,0
общего числа опрошенных получателей образовательных услуг

Показатель выражен в штуках
16

Аналитическая часть
Система управления организацией
Управление
гимназией
осуществляется
в
соответствии
с
законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей,
установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации», нормативными правовыми актами, действующими на
территории Свердловской области и муниципального образования «город
Екатеринбург», настоящим Уставом на основе сочетания принципов
единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом
гимназии является директор, который осуществляет текущее руководство
деятельностью гимназии.
Коллегиальными органами управления гимназией являются:
- Общее собрание работников;
- Педагогический совет;
- Наблюдательный совет.
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических
работников по вопросам управления гимназией и при принятии гимназией
локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные
интересы,
по
инициативе
обучающихся,
родителей
(законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических
работников в гимназии созданы совет обучающихся, совет родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, действует
профессиональный союз работников гимназии (представительный орган
работников).
Состав администрации гимназии:


Расторгуева Светлана Владимировна (директор);



Манзурова Оксана Александровна (заместитель директора по учебной
работе);



Кубасова Ольга Сергеевна (заместитель директора по учебной работе);



Бисинбаева Светлана
воспитательной работе);



Исхакова Марина Эльбрусовна (заместитель директора по научнометодической работе);



Заводова Юлия Витальевна (заместитель директора по информатизации и
организации работы по проекту «Одаренные дети»);

Михайловна

(заместитель

директора

по

17



Тургумбаев Арман Алибаскарович (заместитель
взаимодействию с РАН и правовому регулированию)



Швецова Татьяна Валерьевна (диспетчер по организации учебного
процесса);



Зубарева Лидия Ивановна (заместитель директора по административнохозяйственной части);



Баскова
Татьяна
Владимировна
экономическим вопросам);



Караваева Татьяна Ильинична (заведующая библиотекой).

(заместитель

директора

директора

по

по

Руководящие работники гимназии имеют высокий образовательный
ценз, являются участниками и победителями многих профессиональных
конкурсов, эффективно осуществляют представительство гимназии по своим
направлениям на уровне Верх-Исетского района, города Екатеринбурга,
Свердловской области, Российской Федерации.
Административные функциональные обязанности распределены
согласно Уставу гимназии, штатному расписанию, соответствуют
квалификационным характеристикам. В гимназии разработаны и
выполняются
должностные
инструкции
заместителей
директора,
руководителей методических объединений, классных руководителей и
учителей, обеспечивающих работу школы. В соответствии с Положением о
педагогическом совете, определены темы заседаний, которые соответствуют
задачам, поставленным перед коллективом гимназии и отражены в годовом
плане работы, в Программе развития на период до 2025 года.
В 2022 году гимназия начала вводить электронный документооборот в
соответствии с Федеральным законом от 24.04.2020 №122-ФЗ. Для этого
гимназия использует платформы «АИС-образование» и «АИС-питание»,
начата интеграция этих платформ в Единую цифровую платформу. Кроме
того, используются автоматическая информационная система МБУ
«Электронный Екатеринбург» (ЕИС УКМС «Гособлако»).
Руководство гимназии при принятии управленческих решений
ориентируется в том числе на информацию, поступающую от граждан.
Каналы обратной связи, используемые в гимназии:
 результаты независимой оценки качества образования, организованной
Министерством образования и молодежной политики Свердловской
области в 2021 году;

18

 «Платформа обратной связи» (ПОС), которая дает возможность отвечать
на обращения граждан через Госуслуги (баннер с активной ссылкой на
ПОС размещен на главной странице официального сайта гимназии);
 форма обратной связи для письменных обращений граждан на
официальном сайте гимназии;
 официальный электронный адрес гимназии;
 официальная страница гимназии в социальной сети ВКонтакте
(гос.паблик);
 внутренние электронные сообщения через систему электронного
дневника «Сетевой город. Образование»;
 личный прием директором и заместителями директора в соответствии с
компетенцией.
Все обращения обрабатываются в установленные действующим
законодательством сроки.
Кроме того, активно используется анкетирование как способ
оперативно получить мнение родителей и обучающихся по отдельным
вопросам.

19

Оценка образовательной деятельности, организация учебного процесса
С 01.01.2021 года гимназия функционирует в соответствии с
требованиями СанПиН 2.4.3648-20, а с 01.03.2021 – дополнительно с
требованиями СанПиН 1.2.3685-21. В связи с новыми санитарными
требованиями гимназия усилила контроль за уроками физической культуры.
Учителя физкультуры организуют процесс физического воспитания и
мероприятия по физкультуре в зависимости от пола, возраста и состояния
здоровья. Кроме того, учителя и заместитель директора пол АХЧ проверяют,
чтобы состояние спортзала и снарядов соответствовало санитарным
требованиям, было исправным – по графику, утверждённому на учебный год.
Гимназия ведет работу по формированию здорового образа жизни и
реализации технологий сбережения здоровья. Все учителя проводят
совместно с обучающимися физкультминутки во время занятий, гимнастику
для глаз, обеспечивая контроль за осанкой, в том числе во время письма,
рисования и использования электронных средств обучения.
В течение 2022 года в связи с действующими эпидемическими
ограничениями при входе в гимназию была организована обязательная
термометрия, образовательный процесс до марта 2022 года велся в учебных
кабинетах, закрепленных за классными коллективами. Все учебные
аудитории оборудованы рециркуляторами воздуха закрытого типа.
В гимназии обучаются 998 обучающихся в 34 классах (основная школа
– 20 класс, старшая школа – 14 классов). Обучение ведется в одну смену.
Динамика общей численности обучающихся,
в том числе по уровням образования
1200
1000
193

203

238

340

402

614

684

686

690

624

596

2017

2018

2019

2020

2021

2022

800

223
600
400
200

0

ООО

СОО

Гимназия как городской ресурсный центр ведет набор обучающихся по
результатам конкурсного отбора.
20

На уровне основного общего образования углубленно изучается
английский язык.
В гимназии осуществляется изменение составов классов при переводе
из 8 в 9 класс (формируются предпрофильные классы): в 9-х классах за счет
части учебного плана, формируемой с учетом мнения участников
образовательных отношений, происходит увеличение количества часов по
будущим профильным предметам. Это дает возможность повысить уровень
осознанности выбора обучающимися профиля в старшей школе,
сформировать коллектив единомышленников, а учителям работать с более
подготовленной и мотивированной аудиторией.
На уровне среднего общего образования в зависимости от выбора
обучающихся и их родителей формируются классы гуманитарного,
социально-экономического, технологического и естественнонаучного
профиля.
Динамика удельного веса численности обучающихся,
получающих образование с углубленным изучением
отдельных предметов/профильное образование, %
120
100

0
23

26

80

27

35

40

60
100
40

77

74

73

66

60

2021

2022

20
0
2017

2018

2019

Углубленное изучение

2020
Профильное обучение

Таким образом, гимназия в 2022 году выпустила 11-классников,
получивших полноценное профильное образование по трем профилям:
технологический, гуманитарный, и естественнонаучный.

21

Удельный вес численности обучающихся с применением
дистанционных образовательных технологий, %
120

100

100

100

2020

2021

2022

100
80
60
40
20

0

0

0

2017

2018

2019

0

Уставом гимназии предусмотрено использование обучения с
применением дистанционных образовательных технологий, однако оно
обычно используется кратковременно при организации обучения классов на
карантине или индивидуально в случаях длительного отсутствия
обучающихся. В 2022 году дистанционные технологии также использовались
при необходимости.
В гимназии организована деятельность по выявлению, поддержке и
развитию способностей и талантов у детей и молодежи, целью которой
является формирование у учащихся стремления к самоопределению и
самореализации в рамках интеллектуальной, общественной, творческой и
спортивной деятельности.
Для достижения этой цели педагогическим коллективом созданы
следующие условия:
 на уроке - использование разнообразных (в том числе
дифференцированных и индивидуальных) заданий, которые
позволяют выявить предметные интересы, метапредметные и
личностные склонности и способности;
 вне
урока
–
организация
проектной
деятельности,
факультативных
занятий,
объединений
дополнительного
образования по интересам, система коллективных творческих
дел, в рамках которых гимназисты пробуют свои силы в
разнообразных областях;
 формирование у гимназистов опыта участия в конкурсных
мероприятиях через информирование о возможности участия в
разнообразных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, проектах
и их поддержка при подготовке.

22

Удельный вес численности обучающихся, принявших
участие/ставших призерами и победителями в различных
конкурсах, % от общего количества обучающихся
100

92

89

90

87

85

90

80

70

66

60

51

54

50
38,5

40

39

40
31

30

20
10
0
2016

2017

2018

2019

2020

участники

2021

2022

2023

ПиП

В отчетном периоде педагогическому коллективу удалось улучшить
показатели по количеству участников различных конкурсов и доле
призеров/победителей.
Динамика удельного веса
количества победителей и призеров конкурсов по уровням,
% от общего количества обучающихся
12
10

10
8

8

9

9
7

8
6
4

3

4
2

3

8

7

3

3

3
1

2

2

2

0
2017

2018
региональный

2019
федеральный

2020

2021

2022

международный

Анализ структуры доли призеров и победителей в разрезе уровней
конкурсов
показывает,
что
стабильны
результаты
конкурсов
муниципального, регионального и федерального уровней, а на
международном уровне наблюдается небольшое снижение. Задача
повышение доли достижений на международном уровне, поставленная на
2022 год, выполнена (рост в 2 раза). Актуальная задача следующего года в
этой сфере – повышение эффективности системы учета участия гимназистов
в различных «перечневых» олимпиадах.

23

Содержание и качество подготовки обучающихся
Содержание образование определяется ФГОС ООО и ФГОС СОО. Во
всех классах гимназии реализован учебного плана в 2021-2022 учебном году.
Динамика удельного веса обучающихся, успевающих на "4"
и "5" по результатам промежуточной аттестации
(за учебный год), %
64

63

62
60
60

59

59

59

58
56
56
54
52
2017

2018

2019

2020

2021

2022

Качество успеваемости по гимназии в целом соответствует
гимназическому и составило 60%. Неуспевающих по итогам года нет, все
обучающиеся 5-8, 10 классов переведены в следующий класс.
Динамика среднего балла ГИА-9
по обязательным предметам (максимальный балл равен 5)
6
5

4,77

4,76

4,81

3,96

4
4,14

4,33

4,24
3,9

3

4,0

4,0

4,5

3,8

2
1
0
2016

2017

2018

2019
русский язык

2020

2021

2022

2023

математика

24

Динамика удельного веса выпускников
9 классов, получивших аттестат с отличием, % от общего
количества выпускников основной школы
13

14

13

12
10

8

8

8
6

5

4

4
2
0
2017

2018

2019

2020

2021

2022

Все 145 человек, завершивших в 2022 году обучение в пяти 9 классах
гимназии, выполнили учебный план, получили «зачет» за итоговое
собеседование по русскому языку, были допущены к государственной
итоговой аттестации. 144 получили аттестаты, одна ученица, не прошедшая
ГИА по математике, оставлена по заявлению родителей на повторное
обучение. 7 человек получили аттестаты особого образца с отличием.
Государственная итоговая аттестация за курс средней школы в 2022
году включала в себя обязательный экзамен по русскому языку и математике
и экзамены по выбору, определяемые выпускником самостоятельно в
зависимости от дальнейшего направления обучения в вузе.
Все 135 человек, завершивших в 2022 году обучение в пяти 11-х
классах, выполнили учебный план, получили «зачет» за итоговое сочинение,
были допущены к государственной итоговой аттестации и получили
аттестаты. 17 человек получили аттестаты особого образца с отличием и
были награждены медалями. Выпускники, получившие по итогам ЕГЭ балл
ниже установленного минимального, отсутствуют.
Динамика среднего балла ГИА-11
(максимальный балл равен 100)
100
80

81,8

60
40

60,1

85,2

61

78,4
67,3

82

84

67

68

2020

2021

78
63,2

20
0
2016

2017

2018

2019
русский язык

2022

2023

математика

25

В следующей таблице приведена динамика среднего балла по
предметам ЕГЭ за последние шесть лет. По ряду предметов (информатика,
история, английский язык, французский язык, обществознание, литература)
наблюдается положительная динамика или стабильный показатель. Это
говорит о высоком качестве подготовки гимназистов, которая обусловлена
профессионализмом педагогического коллектива, мотивацией гимназистов
на хороший результат экзамена.
Предмет

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Русский язык

81,8

85,2

78,4

82

83,5

78

Математика (профиль)

60,1

61,0

67,3

67

68,8

63,2

Физика

66,9

64,7

57,1

55

68

61,3

Химия

60,6

71,9

54,4

66

64

63

Информатика

68,3

75,4

71,1

73

77

83

Биология

67,0

72,7

56,0

69

69

66,6

История

65,7

65,8

70,1

67

65

73,3

География

49,0

87,0

-

96

-

56

Английский язык

78,3

73,3

85,5

84

79

81,4

Французский язык

94,0

-

-

76

88

-

-

-

85

-

Обществознание

68,3

73,3

73,1

73

73,7

73,7

Литература

72,9

75,6

77,9

75

78

84

Немецкий язык

Динамика удельного веса выпускников
11 классов, получивших аттестат с отличием, % от общего
количества выпускников средней школы
25
21
19

20
16

16

2019

2020

15

15
11
10
5
0
2017

2018

2021

2022

26

Востребованность выпускников
Выпускники гимназии, как правило, выбирают для дальнейшего
образования высшие учебные заведения. Этот год не стал исключением: все
выпускники поступили в учреждения высшего профессионального
образования.
Обобщенная информация о поступлении выпускников МАОУ гимназия
№ 2 в 2022 году приведена в диаграммах.
Поступление выпускников - 2022: бюджет/внебюджет, чел.
30

26

25
20

17

15

15
8

10

12

11

9

9

7

5

2

0
11А (тех)

11Б (гум)

11В (гум)
Бюджет

11Г (гум)

11Д (ест)

Внебюджет

В 2022 году мы видим значительное преобладание внебюджетных
форм обучение над бюджетными. Это объясняется в том числе и тем, что
большинство захотело продолжить образование по гуманитарным
направлениям, по ряду которых бюджетные места малочисленны или
отсутствуют вовсе.
Поступление выпускников-2022: направления обучения,чел.
25
20
20
16
15

13
11

10
5
0

0

8
5

4

3

11

10

9

0

0 0 0

Творческие

Технические

4

3

0 0 0 0

0
Гуманитарные

11А (тех)

11Б (гум)

11В (гум)

Медицина
11Г (гум)

Управление,
экономика

11Д (ест)

27

Очевидно, что профильное обучение в старшей школе дало свои
результаты: направление в вузе соответствует профилю класса в школе.
Воспитательная работа
Гимназия реализует рабочую программу воспитания и календарный
план воспитательной работы. В рамках воспитательной работы гимназия:
- реализует воспитательные возможности педагогов, поддерживает
традиции коллективного планирования, организации, проведения и анализа
воспитательных мероприятий;
- реализует потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживает активное участие классных сообществ в жизни
гимназии;
- вовлекает школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по программам внеурочной деятельности, чтобы
реализовывать их воспитательные возможности;
- использует в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживает использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
- поддерживает ученическое самоуправление – как на уровне гимназии,
так и на уровне классных сообществ;
- поддерживает деятельность функционирующих на базе гимназии
школьного спортивного клуба;
- организует для гимназистов экскурсии, походы, реализует их
воспитательный потенциал;
- организует профориентационную работу с гимназистами;
- развивает предметно-эстетическую среду гимназии и реализует ее
воспитательные возможности;
- организует работу с семьями гимназистов, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
В 2022 году проведена работа по организации изучения школьниками
государственных символов Российской Федерации и Свердловской области.
Для этого скорректированы рабочие программы по предметам «история»,
«обществознание». В проектно-исследовательскую деятельность также
включены проекты о государственных символах России, о гражданских
обязанностях.
28

В программу воспитания включена церемония поднятия флага России –
каждый рабочий понедельник, спуска флага России – каждую рабочую
пятницу, выноса флага России – на торжественных и праздничных
мероприятиях.
С 1 сентября 2022 года введена должность советника директора по
воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
(далее - советник по воспитанию). Ее занял молодой педагог.
Советник по воспитанию:
- участвует в разработке и реализации рабочей программы и календарного
плана воспитательной работы в гимназии;
- привлекает педагогов, обучающихся и их родителей в проектировании
рабочих программ воспитания;
- вовлекает обучающихся в творческую деятельность по основным
направлениям воспитания;
- анализирует результаты рабочих программ воспитания;
- организовывает отдых и занятость обучающихся в каникулярный период;
- организовывает стимулирование обучающихся к самореализации и
социально-педагогической поддержке;
- участвует в работе педагогических, методических советов;
- помогает готовить и проводить родительские собрания, оздоровительные,
воспитательные
и
иные
мероприятия,
которые
предусмотрены
образовательной программой гимназии;
- координирует деятельность различных детских общественных
объединений.
Введение должности советника по воспитанию позволило
систематизировать работу классных руководителей и снять излишнюю
нагрузку с заместителя директора по воспитательной работе.
С 1 сентября 2023 года в гимназии реализуется курс внеурочной
деятельности «Разговоры о важном». С этого занятия в каждом классе
начинается учебная неделя. Проводят эти занятия классные руководители
классов. Темы для занятий, презентации классные руководители получают на
сайте «Единое содержание общего образования».

29

Качество кадрового обеспечения
Профессионализм педагогических работников гимназии – это
богатейший ресурс, развитие и приумножение которого, при прочих равных
условиях, является неоспоримым конкурентным преимуществом, и в
конечном итоге, обеспечивает гимназии более высокие (в сравнении другими
общеобразовательными учреждениями) результаты. Так, например, восемь
районных методических объединений возглавляют учителя гимназии:
Артемова О.А. (английский язык), Каплан И.И. (химия), Кубасова О.С.
(русский язык), Кузнецова А.А. (информатика), Лозинская Т.М. (биология и
экология), Папылева Е.А. (французский язык), Пермякова Н.В. (география).
Характеристики педагогического коллектива МАОУ гимназия №2 в
срезах по образованию, возрасту и стажу представлены на диаграммах.
Педагогические работники: образование
66 66

70
60

55

56

52

54

51

65 65

64 64

51

50
40
30
20
10
0 0

0 0

1 1

2 2

0 0

2 1

0
2017

2018

2019

2020

2021

высшее

высшее педагогическое

среднее профессиональное

среднее професиональное педагогическое

2022

Администрация
гимназии
строго
следит
за
тем,
чтобы
предусмотренные законом требования к уровню образования учителя
неукоснительно
выполнялись.
Все
учителя,
имеющие
высшее
непедагогическое образование, прошли переподготовку.
По направлению «Физическая культура» в гимназии работает учитель,
имеющий незаконченное высшее образование. Главное для такого учителя —
иметь достаточную квалификацию для полноценного выполнения
должностных обязанностей. В настоящий момент он является студентом и
получает педагогическое образование, соответствующее его профессии.

30

Педагогические работники: стаж
35

33

30
25

22
18

20
15

12

5

0
2016

13

11

10
3
2017

5
2018

20

9
8

7
2019
до 5 лет

2020

2021

2022

2023

свыше 30 лет

Педагогические работники: возраст
25
20
20

20
16

15

13

12

15

16
12

10
8
5
0
2016

8
7

6

2017

2018

2019
до 30 лет

2020

2021

2022

2023

от 55 лет

Администрация гимназии в управлении коллективом образовательного
учреждения делает акцент на стимулировании и заинтересованности каждого
педагогического работника в совершенствовании своей деятельности,
учитывает важность личностного развития члена коллектива, работает над
улучшением качества организационных и управленческих решений,
развивает сотрудничество, поддерживает профессиональное развитие
педагогов. С этой целью в образовательном учреждении создана и
эффективно работает разветвленная сеть формальных и неформальных
внутришкольных учительских объединений, которая используется в том
числе для организации методической работы в гимназии (творческие группы,
педагогические мастерские, мастер-классы, выездные семинары-практикумы
и др.).

31

С целью выявления уровня квалификации и профессиональной
компетентности педагогов в гимназии ведется мониторинг прохождения
курсовой подготовки педагогов, публикаций, участия в семинарах,
награждении. Это позволяет сделать общие выводы о соответствии
профессиональных, личностных качеств учителя Профессиональному
стандарту педагога и требованиям статуса учителя гимназии. На основе этого
анализа проектируется дальнейшая работа с учителем, основанная на
прогнозировании возможностей профессиональной самореализации.
Практическим результатом этой деятельности в 2022 году стало
представление педагогами своего опыта работы на разных уровнях:
Команда администрации и учителей гимназии совместно с Высшей
школой экономики организовали и провели Всероссийскую конференцию
«Опыт организации профильного обучения: новые формы, механизмы и
технологии». Опыт работы представили: директор гимназии С.В.
Расторгуева, члены администрации М.Э. Исхакова, О.А. Манзурова, А.А.
Тургумбаев, психолог М.Б. Пометелина, учителя Е.Ф. Брежнева, М.С.
Журбенко, И.А. Зорина, К.О. Ильинова, Е.Н. Котовщикова, Т.Д. Кочубей,
И.И. Кравцева, Т.М. Лозинская, В.А. Панова.
Опыт работы на Всероссийской НПК «Развивающая речевая среда в
образовательной организации: проблемы, технологии» представили учителя
русского языка и литературы: Т.Д. Кочубей, Е.И. Пипко, Т.В. Кутергина,
А.А. Ван-Чан-Жоу, С.В. Климкина, А.М. Малявина.
В проведении школы подготовки к МЭ ВсОШ приняли участие
учителя гимназии: А.А. Ван-Чан-Жоу, И.С. Горбунова, С.В. Климкина, Т.Д.
Кочубей, Т.М. Лозинская.
А.М. Малявина провела мастер-класс на V Зимней школе молодого
педагога Свердловской области.
В рамках Городского Единого методического дня выступили с
открытыми уроками И.А. Зорина, Е.И. Моор, Н.В. Пермякова, А.А.
Столбова, А.А. Тургумбаев. Теоретическую часть Единого методического
дня подготовили и провели М.Э. Исхакова и А.М. Малявина.
А.А. Ван-Чан-Жоу выступила с докладом на Международном научнометодическом семинаре.
О.А. Артемова, А.А. Ван-Чан-Жоу, Т.Д. Кочубей, А.А. Кузнецова Т.М.
Лозинская, А.М. Малявина, К.С. Макарова, Е.А. Папылева провели семинары
для учителей Верх-Исетского района.
В 2022 году были организованы мероприятия совместно с куратором
школы в рамках проекта «500+». Куратор проекта М.Э. Исхакова.

32

Открытые уроки на Межшкольном заседание методических
объединений математики МАОУ СОШ №48 и МАОУ гимназии №2 провели
учителя математики Брежнева Е.Ф., Манзурова О.А., Панова В.А., Попова
Е.Н., Скачкова А.М., Шевелева Е.А.
Учителя гимназии активно сотрудничают с учреждениями
образования, науки и культуры. Так, Т.Д. Кочубей – модератор и эксперт
городского фестиваля музейно-образовательных проектов «Урок в музее».
Еще один показатель качества педагогического коллектива результаты участия в профессиональных конкурсах.
С.В. Климкина – финалист городского фестиваля методических
разработок музейно-образовательных проектов «Урок в музее».
А.А. Ван-Чан-Жоу –победительница VI Регионального конкурса
«Женский облик науки».
И.А. Зорина – заняла первое место во Всероссийском конкурсе
образовательных интернет-ресурсов.
А.М. Малявина прошла отборочный тур проекта «Методический
ПроАктив – единство знаний и решений», организованного группой
компаний «Просвещение».
В 2022 году 42 учителя гимназии подготовили победителей и призеров
муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.
Принимают участие педагоги гимназии и в экспертной деятельности.
Сертификаты членов жюри муниципального этапа ВсОШ получили 32
учителя. В составе жюри регионального этапа ВсОШ – 8 учителей. В состав
предметных комиссий ЕГЭ и ОГЭ включены 32 учителя-сотрудников
гимназии.
Естественно, результаты активной педагогической деятельности
находят свое отражение в формальных процедурах оценки. По результатам
аттестации
67,6%
педагогических
работников
имеют
высшую
квалификационную категорию, 25% - первую. К категории «другое» на
диаграмме отнесены молодые специалисты, работающие в гимназии менее 2х лет и педагогические работники, имеющие аттестацию на соответствие
занимаемой должности.

33

Педагогические работники: квалификационная категория,
чел.
80
70
60
50
40

4

7

11

17

18

32

33

30

2017

2018

2019

17

13

6

19

5

7

14

30
20
10

39

45

46

2021

2022

0

высшая

2020
первая

другое

Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров
гимназии – важное звено в деятельности гимназии как центра образования
учителя.
Все члены администрации прошли профессиональную переподготовку
по направлению «Менеджмент».
В гимназии нет работников, которые не прошли повышение
квалификации в течение последних 3 лет.
Повышение квалификации по профилю деятельности,
% от общего количества административных и руководящих
работников
102

100

100

100

100

100

2019

2020

2021

2022

100
98
96
94
92

90

90
88
86
84
2017

2018

34

Повышение квалификации: ФГОС,
% от общего количества педагогических работников
120
100

100

100

100

2019

2020

2021

2022

100
80

78

83

60
40
20
0
2017

2018

В 2022 году все учителя гимназии в той или иной форме повышали
свою квалификацию, значительная часть по программе «Реализация
требований обновленных ФГОС».

35

Качество учебно-методического и
библиотечно-информационного обеспечения
Все предметы, включенные в учебный план, обеспечены учебнометодическим комплектом, соответствующим актуальному перечню, и
рабочей программой педагога. Совокупное количество экземпляров
литературы, стоящее на учете в библиотеке, в расчете на одного
обучающегося составило в 2022 году 27,0. Динамика этого показателя
показана на диаграмме.
Количество экземпляров литературы на одного учащегося
27,5

27
26,5

27,2

27

27,1

26
25,5
25,1

25
24,7

24,5

24
23,5
23
22,7

22,5
22
2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

В гимназии функционирует электронный журнал/дневник на базе АИС
«Сетевой город. Образование» (локальная версия установлена на
собственном сервере, обновление версии произведено в сентябре 2020 года).
100% обучающихся и как минимум один из родителей имеют учетные записи
в системе.
Каждый сотрудник и обучающийся имеют логин и пароль для входа в
доменную систему и могут пользоваться компьютерами локальной сети для
образовательных целей. Всем обучающимся в свободное от уроков время
обеспечены доступ к интернету, а также контролируемые сканирование,
печать и тиражирование документов в библиотечно-информационном
центре.
Система безопасности включает в себя контентный фильтр на базе
специализированного модуля «Веб-контроль» антивирусной программы
лаборатории Касперского и обеспечивает отсутствие доступа к
запрещенному контенту.

36

Удельный вес численности учащихся, имеющих доступ к
интернет, %
120
100

100

100

100

100

100

100

80
60
40
20
0
2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Доля обучающихся, имеющих доступ к сети Интернет, не изменяется и
составляет 100%.

Количество ПК на одного учащегося
0,3
0,25

0,24

0,24

0,22

0,22

0,22

0,2

0,17
0,15
0,1
0,05
0
2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

В 2022 году в рамках национального проекта «Цифровизация»
гимназия получила для использования в учебном процессе 28 ноутбуков. Тем
не менее наблюдается снижение количества компьютеров на одного
учащегося в 2022 году, что обусловлено увеличением количества
обучающихся по сравнению с прошлым годом при сохранении парка
компьютерной техники.

37

Материально-техническая база
МАОУ гимназия №2 расположена в отдельно стоящем здании по
адресу г. Екатеринбург, пер. Пестеревский, д 3.
Здание построено в 1936 году. В 2006-2008 годах проведена
реконструкция, сделан пристрой.
Здание
электрифицировано,
оборудовано
централизованным
отоплением, системами холодного и горячего водоснабжения, вентиляцией и
канализацией.
В гимназии имеется стационарная телефонная связь и доступ к
информационно-телекоммуникационной
сети
интернет:
развернута
локальная сеть (технология Ethernet+ВОЛС), охватывающая все учебные,
административные и часть технических помещений.
Для ведения образовательного процесса в гимназии оборудованы:




















кабинет физики (с лаборантской) - 1
кабинет химии (с лаборантской) - 1
кабинет биологии (с лаборантской) - 1
кабинет географии (с лаборантской) - 1
кабинет ИЗО - 1
кабинет ОБЖ (с лаборантской) - 1
кабинет музыки и МХК (с лаборантской) - 1
кабинет русского языка и литературы - 7
кабинет математики - 5
кабинет информатики и ИКТ (с лаборантской) - 2 (на 15 мест для
обучающихся каждый)
кабинет иностранного языка - 15
кабинет истории и обществознания - 4
лекционный зал на 55 мест с мультимедийным оборудованием
актовый зал на 250 мест с мультимедийным, звуковым и световым
оборудованием
гримерные комнаты для мальчиков и девочек
студия звукозаписи с необходимым оборудованием и шумоподавляющим
покрытием стен
зал хореографии, оборудованный станком и зеркальной стеной
комбинированная мастерская по обработке дерева и металла с
необходимым оборудованием
мастерская по технологии обработки тканей с необходимым
оборудованием
38









кабинет
обслуживающего
труда
(кулинария)
с необходимым
оборудованием
художественная мастерская с необходимым оборудованием
спортивный зал площадью 522,4 кв.м высотой более 6 м, оборудованный
душевыми и комнатами для переодевания;
зал лечебной физкультуры;
уличная площадка для игровых видов спорта 375 кв.м.
Общая площадь помещений
на одного учащегося, кв.м
4,5

4,4

4,4
4,3

4,2

4,2

4,2

4,15
4,08

4,1
4

3,9

3,9
3,8
3,7
3,6
2017

2018

2019

2020

2021

2022

Снижение в 2022 году по сравнению с предыдущим годом площади на
одного учащегося обусловлено увеличением количества обучающихся по
сравнению с прошлым годом при сохранении площади здания.

39

Функционирование внутренней системы оценки качества образования
Внутренняя система оценки качества образования создана с целью
мониторинга результатов реализации ФГОС. Разработка, внедрение и
обеспечение функционирования модели осуществляется администрацией
гимназии.
Существует ряд нормативно-правовых актов, на которые мы
опирались при формировании ВСОКО. К основным относятся:
 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»
 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017
№ 1642 (ред. от 24.12.2021) "Об утверждении государственной
программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изм. и
доп., вступ. в силу с 06.01.2022)
 Приказ Министерства образования и науки от 14.06.2013 № 462 «Об
утверждении
порядка
самообследования
образовательной
организацией» (с изменениями и дополнениями)
 Приказ Министерства образования и науки от 10.12.2013 № 1324 «Об
утверждении
показателей
деятельности
ОО,
подлежащих
самообследованию» (с изменениями и дополнениями).
Данное самообследование проведено в соответствии с пунктом 3 части
2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации", подпунктом 5.2.15 Положения о
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г.
№ 466, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 14 июня 2013 г. № 462 "Об утверждении Порядка проведения
самообследования
образовательной
организацией",
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 "Об
осуществлении мониторинга системы образования", Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 10
декабря 2013 г. № 1324 "Об утверждении показателей деятельности
образовательной организации, подлежащей самообследованию", Приказом
Министерства образования и науки «О внесении изменений в Порядок
проведения самообследования образовательной организацией, утвержденный
приказом № 462 от 14 июня 2013 г.» № 1218 от 14 декабря 2017 г. и на
основании отчетов о деятельности членов администрации гимназии в 2022
году.
Результаты деятельности представлялись и обсуждались на
родительском комитете, родительских собраниях, педагогических советах.
40

Оценка образовательных результатов состоит из четырех уровней:
1. Качество управления.
2. Качество процесса (результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы).
3. Качество результата (оценка реализации образовательных услуг).
4. Качество условий (оценка условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность).
Качество управления ОО
выступает как инструмент диагностики структуры управления и включает:
 оценку состояния административной системы ОО;
 ведение документооборота и оценку наличия и соответствия локальных
актов установленным требованиям;
 мониторинг работы педагогического совета, родительских комитетов;
 диагностику деятельности администрации и т.д.
Качество процесса
предполагает оценку по следующим показателям:
 предметные результаты и достижения (администрация гимназии
систематически проводит сравнительный анализ ВСОКО, НОКО, ГИА
и др.)
 оценку
социализации учащихся, состояния здоровья, личных
достижений (олимпиады, спортивные соревнования и т.д.);
 выявление групп риска и контроль работы с ними;
 исследование эффективности социального партнерства.
Качество результата
В данном разделе проводится анализ по следующим критериям:
 соответствие ООП требованиям ФГОС;
 адаптация программ под нужды учащихся ОО, индивидуальная работа
с учениками;
 эффективность осуществления учебного плана на уровне гимназии,
качество преподавания;
 исследование
организации
внеурочной работы
и наличие
дополнительных образовательных программ;
 оценка
эффективности работы с родителями, степени их
удовлетворенности.

41

Качество условий
включает
общую
оценку
организационной
структуры
ОО
и
функционирования отделов по следующим параметрам:
 материально-техническое и информационное (ИКТ) оснащение;
 выполнение санитарно-гигиенических требований;
 организация медицинского сопровождения и питания;
 соответствие педагогов требованиям профессиональных стандартов;
 микроклимат в организации.
Всероссийские проверочные работы
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это комплексный проект в
области оценки качества образования, направленный на развитие единого
образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг
введения Федеральных государственных образовательных стандартов
(ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения,
единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных
достижений обучающихся.
Целью ВПР является обеспечение единства образовательного
пространства РФ, осуществление мониторинга уровня подготовки
обучающихся по образовательным программам основного общего
образования.
ВПР позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки
обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, осуществить
диагностику достижений предметных и метапредметных результатов, в том
числе уровня сформированности универсальных учебных действий и
овладение межпредметными познаниями.
Для обеспечения объективности проведения ВПР в гимназии на всех
уровнях организован контроль за соблюдением регламентов проведения
ВПР: используется видеонаблюдение за ходом проведения работ,
привлечены общественные наблюдатели из числа родителей обучающихся,
соблюдаются условия отсутствия конфликта интересов в отношении всех
специалистов, привлекаемых к проведению ВПР (учитель, ведущий учебный
предмет и работающий в данном классе, не может быть организатором при
проведении ВПР по данному предмету, а также принимать участие в
проверке работ этого класса; проверка работ проводится по
стандартизированным критериям с предварительным коллегиальным
обсуждением подходов к оцениванию).
42

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В МАОУ гимназия №2 (осень 2022)

Работу выполняли 547 обучающихся 5-9 классов (по материалам
предыдущего года обучения). Качество выполнения ВПР по русскому
языку составило 82%. В 5 и 6 классах с работой справились все
обучающиеся, в 7 и 8 классах есть единичные случаи (2 и 4 обучающихся
соответственно), когда набрано недостаточное количество баллов для
получения положительной отметки. Нестабильный результат по этому
параметру получен в 9 классах: 19 человек с работой не справились. Это
объясняется тем, что после летних каникул и в условиях, когда большая
часть заданий ВПР изучалась с использованием дистанционных технологий
во время пандемии, эти обучающиеся не справились с заданиями. Все они
составляют группу «риска» при прохождении ГИА. Для каждого ученика
составлен план индивидуального сопровождения, ведется работа по
преодолению трудностей, для параллели 9-х классов запланировано большое
количество репетиционных мероприятий по подготовке к ГИА.
Результаты ВПР по русскому язык в МАОУ гимназия №2
осень 2022г.
70%

64%

39%

34%

30%

21%

17%

20%
10%

56%
48%

50%
40%

61%

59%

60%

6%

2% 0

18%

21%

17%
14%

3%

1%

0

23%

0%
5 классы

6 классы

7 классы
"5"

"4"

"3"

8 классы

9 классы

"2"

Средняя отметка по пятибалльной системе
9 классы

3,72

8 классы

3,87

7 классы

3,92

6 классы

4,53

5 классы

4,32
0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

средний балл

43

Самый высокий результат (4,56) показали обучающиеся 6 классов,
самый низкий (3,72) – обучающиеся 9 классов.
Результат ВПР и годовой отметки в сравнении (в
%)
21%

11%
68%

результат впр выше годовой отметки
результат впр совпадает с годовой отметкой
результат впр ниже годовой отметки

Чуть более 2/3 обучающихся гимназии получили результат ВПР по
русскому языку совпадающий с их годовой отметкой, что говорит о
достаточно высоком уровне объективности оценивания по русскому
языку в гимназии.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВПР ПО МАТЕМАТИКЕ
В МАОУ гимназия №2 (осень 2022)

Работу выполняли 531 обучающийся 5-9 классов (по материалам
предыдущего года обучения), качество выполнения ВПР по математике
составило 64%. В 5 классах с работой справились все обучающиеся, в 6 и 8
классах - есть единичные случаи (по 1 обучающемуся соответственно), в 7
классах таких детей наибольшее количество – 21 обучающийся, в 9 классах –
15 обучающихся. Все они составляют группу «риска» при прохождении
ГИА. Для каждого ученика составлен план индивидуального сопровождения,
ведется работа по преодолению трудностей, для параллели 9-х классов
запланировано большое количество репетиционных мероприятий по
подготовке к ГИА.

44

Результаты ВПР по математике в МАОУ гимназия
№2, осень 2022
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%

71%

66%
48%

45%42%

38%
33%

28%
12%
1%

19%

24%

27%

17%

10%

1%

5 классы

"5"

2%

1%

6 классы

7 классы

"4"

"3"

15%

8 классы

9 классы

"2"

Средняя отметка по пятибалльной системе
9 классы

3

8 классы

3,89

7 классы

3,34

6 классы

4,3

5 классы

4,7
0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

средний балл

Самый высокий результат (4,7) показали обучающиеся 5 классов, самый
низкий (3,0) – обучающиеся 9 классов.
Результат ВПР и годовой отметки в сравнении,
в%
25%

48%

27%

результат впр совпадает с годовой отметкой
результат ВПР выше годовой отметки
результат ВПР ниже годовой отметки

45

Чуть менее половины обучающихся гимназии получили результат
ВПР по математике совпадающий с их годовой отметкой, что говорит о
недостаточно высоком уровне объективности оценивания по математике
в гимназии.

46

Задачи на предстоящий период
Задачи на предстоящий период обусловлены, с одной стороны,
результатами самообследования за 2022 год, с другой стороны –
направлениями деятельности, заданными программой развития и трендами
развития системы образования.
1. В связи с предстоящим переходом на новый федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
общего
образования, который вступает в действие с 1 сентября 2023 года, и
новые федеральные образовательные программы основного общего и
среднего общего образования, необходимо пересмотреть и содержательно
обновить рабочие программы педагога. Рабочие программы будут
сформированы с учетом программы воспитания.
2. Планируемый переход на обучение по новым ФОП влечет за собой
изменение учебного плана, сокращение количества часов по ряду
предметов: английский язык, второй иностранный язык, мировая
художественная культура; а по ряду предметов к увеличению количества
часов: физика, математика, информатика, география. Работа по
формированию новых подходов к содержанию образования, новых
рабочих программ педагогов уже сейчас проводится в методических
объединениях.
3. В связи с тем, что гимназия стала куратором одной из школ ВерхИсетского района, входящих в проект «500+», необходимо внести
изменения в план методической работы гимназии, в план работы
территориального ресурсного центра.
4. Необходимо продолжить работу в методических объединениях по
анализу результатов ВПР, вести плановую подготовку к ВПР в течение
учебного года, на уроках уделять внимание работе с заданиями
метапредметного уровня и заданиями практикоориентированной
направленности, использовать банк современных методических и
контрольно-измерительных материалов с применением современных
оценочных критериев, направить учителей-предметников на курсовую
подготовку по работе с актуальными критериальными требованиями
внешних проверочных мероприятий.
5. Необходимо продолжить работу по организации и проведению школ
подготовки к муниципальному и региональному этапам Всероссийской
олимпиады школьников.
47

6. Участие в городском проекте «Меташкола» влечет за собой активное
включение администрации и учителей гимназии в разработку уроков,
других мероприятий, участие в проведении единых методических дней
для педагогов города.
7. Необходимо развивать сетевое взаимодействие с организациями высшего
профессионального образования, дополнительного образования, другими
школами. В планах открытие на базе гимназии дипломатического класса
в сотрудничестве с УрФУ, правового класса в сотрудничестве с УрГЮУ.
8. В рамках деятельности территориального ресурсного центра необходимо
продолжать работу по методической поддержке учителей района и
города.
9. Необходимо обеспечить переход в новом учебном году на региональный
сегмент ФГИМ «Моя школа» (ГИС Свердловской области «Единое
цифровое пространство»), а также организовать повышение
квалификации руководящих и педагогических работников по освоению
таких информационных ресурсов, как «Сферум», Цифровой
образовательный контент и других, рекомендованных к использованию.
10. Продолжить реализацию проектов «Открытый класс», «Открытое
пространство», «Спросим у родителей».
11. Продолжить работу по разработке и подбору диагностического
инструментария для исследования интересов, мотивов и целей
образовательного запроса обучающихся и их родителей.
12. Продолжить улучшение материально-технической базу гимназии (с
акцентом на развитие кабинетов по предметам профильного обучения с
учетом финансирования по линии школ РАН).

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».