Главная Написать нам Публичный доклад Карта сайта Вход
Версия для слабовидящих

Образование

Право

Нормативные документы:

1.               Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413, в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578)

2.               Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

3.               Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под. Ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения).

4.               Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2013 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса».

 

            Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего общего образования, поскольку призвано обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям и установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

            Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования являются научные знания о государстве и праве. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования многогранно освещает проблемы прав человека, порядок функционирования органов государственной власти, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у обучающихся правосознания и правовой культуры.

            Изучение учебного предмета «Право» на углубленном уровне предполагает ориентировку на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности.

            Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «История», «Экономика», что создает возможность одновременного изучения тем по указанным учебным предметам.

            Рабочая программа учебного предмета «Право» составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не задает последовательности изучения материала, распределения его по классам, не определяет количество часов на изучение учебного предмета.

           

 

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

                 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

                 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

                 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

                 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

                 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

                 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения,

                 готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

                 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

                 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

                 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

                 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 

                 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

                 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

                 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

                 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

                 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

                 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

                 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

 

Метапредметные результаты:

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

                 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

                 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

                 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

                 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

                 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

                 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

                 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

                 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

                 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

                 использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

                 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

                 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;

                 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

                 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

                 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

                 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

                 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

                 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

                 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

 

В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования выпускник на углубленном уровне научится:

–выделять содержание различных теорий происхождения государства;

–сравнивать различные формы государства;

–приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре;

–соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;

–применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;

–оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;

–сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);

–проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;

–характеризовать особенности системы российского права;

–различать формы реализации права;

–выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;

–оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;

–различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;

–выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

–целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;

–сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;

–оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;

–характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии;

–характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;

–дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;

–характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации;

–характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации;

–характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;

–выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;

–характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации;

–определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права;

–различать способы мирного разрешения споров;

–оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;

–сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека;

–дифференцировать участников вооруженных конфликтов;

–различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;

–выделять структурные элементы системы российского законодательства;

–анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права;

–проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;

–целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;

–различать формы наследования;

–различать виды и формы сделок в Российской Федерации;

–выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;

–анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения брака;

–различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

–выделять права и обязанности членов семьи;

–характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений;

–проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;

–различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;

–дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;

–проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;

–целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;

–в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;

–соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;

–применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;

–дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;

–проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;

–давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений;

–применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;

–выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.

 

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

–проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;

–дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;

–сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;

–оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;

–понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;

–классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;

–толковать государственно-правовые явления и процессы;

–проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств;

–различать принципы и виды правотворчества;

–описывать этапы становления парламентаризма в России;

–сравнивать различные виды избирательных систем;

–анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях;

–анализировать институт международно-правового признания;

–выявлять особенности международно-правовой ответственности;

–выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права;

–оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени;

–формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования;

–различать опеку и попечительство;

–находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности;

–определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;

–характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности;

–определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.

 

 

Учебно-методический комплекс:

1.               Певцова Е. А. Право: основы правовой культуры: учебник 10 кл.: базовый и углубленный уровни: в 2-х частях – М. : ООО « Русское слово-учебник», 2017 – (Инновационная школа).

 

Программа рассчитана на 140 часов при 2 часах в неделю каждый год обучения.

 

Класс

10

11

Итого на уровне

Количество часов в неделю

2

2

4