Главная Написать нам Публичный доклад Карта сайта Вход
Версия для слабовидящих

Образование

Основы органической химии

Нормативные документы:

1.               Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413, в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578)

2.               Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

3.               Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под. Ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения).

4.               Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2013 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса».

 

            Учебный предмет «Основы органической химии» вводится на уровне среднего общего образования в качестве дополнения к традиционным учебным предметам предметной области «Естественные науки» на базовом уровне как дисциплина, призванная сформировать естественнонаучную грамотность, необходимую для повседневной и профессиональной деятельности вне естественнонаучной области, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, развития критического мышления.

           

            Планируемые результаты

Личностные:

         мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

         готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

         экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

         эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

 

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

         самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

         оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

         ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

         оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

         выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

         организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

         сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

         искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

         критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

         использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

         находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

         выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;

         выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

         менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

         осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

         при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

         координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

         развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

 

Предметные:

В результате изучения элективного курса «Основы органической химии» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

         раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;

         демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

         раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

         понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;

         объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

         применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

         составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;

         характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

         приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

         прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

         использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

         приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);

         проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;

         владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

         устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;

         приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;

         приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

         приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;

         проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;

         владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

         осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

         критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

         представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

 

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

         иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;

         использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

         объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;

         устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;

         устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.

 

 

Учебно-методический комплекс:

 

1.               Рудзитис Г. Е. Химия: учебник 10кл.: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис , Г. Ф. Фельдман – М.: Просвещение, 2017. ФГОС.

 

 Программа рассчитана на 70 часов при 1 часе в неделю.

 

Класс

10

11

Итого на уровне

Количество часов в неделю

1

1

2