Главная Написать нам Публичный доклад Карта сайта Вход
Версия для слабовидящих

Образование

Генетика человека

Нормативные документы:

1.               Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413, в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578)

2.               Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

3.               Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под. Ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения).

4.               Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2013 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса».

 

            Учебный предмет «Генетика человека» вводится на уровне среднего общего образования в качестве дополнения к традиционным учебным предметам предметной области «Естественные науки» на базовом уровне как дисциплина, призванная сформировать естественнонаучную грамотность, необходимую для повседневной и профессиональной деятельности вне естественнонаучной области, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, развития критического мышления.

             

Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты:

                готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

         готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

         принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

         неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

         способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

         развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

         мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

         готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

         экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

         эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

         самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

         оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

         ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

         оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

         выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

         организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

         сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

         искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

         критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

         использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

         находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

         выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;

         выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

         менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

         осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

         при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

         координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

         развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

 

Предметные


В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения.

Обучающиеся должны знать:

·        об особенностях человека как объекта генетических исследований;

·        об основных методах изучения генетики человека;

·        об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;

·        о геноме человека;

·        о различных механизмах наследования признаков у человека;

·        о генетических основах онтогенеза человека;

·        о мутагенах, о типах мутаций, встречающихся в клетках человека;

·        об ос6новных видах наследственных и врождённых заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;

·        об особенностях генетической структуры популяций человека и о распространении в них некоторых признаков;

·        о модификационной изменчивости в популяциях человека.

 

·        о  генетических основах антропогенеза и о перспективах эволюции человека как биологического вида с точки зрения генетике.

Учащиеся должны уметь:

·        применять знания генетических закономерностях при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo sapiens;

·        давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков популяции человека;

·        решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;

·        составлять генеалогические древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;

·        изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом;

·        работать с учебной и научно популярной литературой;

·        составлять планы, схемы, конспекты.

·        представлять итоги работы в виде проектов и презентаций  с использованием информационных технологий и интерактивной доски.

Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: анатомия и физиология человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии и современной теории эволюции. Таким образом, изучение элективного курса генетика человека не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей биологии, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нём.

    

                                 

 

Учебно-методический комплекс:

 

1.               Пономарева И. Н. Биология: учебник 10 кл.: базовый уровень М.: Вентана-Граф, 2013.

Программа рассчитана на 70 часов при 1 часе в неделю.

 

Класс

10

11

Итого на уровне

Количество часов в неделю

1

1

2